Марейке Гюнше | www.aspect-us.com
Среди мигрантов в Европе риск заражения ВИЧ или развития СПИДа возрастает из-за многочисленных социальных факторов уязвимости, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Более того, эти факторы уязвимости пересекаются и связаны с сексизмом, цисгендеризмом и расизмом. Это иллюстрируется тремя примерами из швейцарского социологического и качественного исследования, недавно опубликованного в журнале Culture, Health and Sexuality.
Значительная часть ВИЧ-позитивных мигрантов, прибывающих в Европу, заражаются ВИЧ после прибытия на континент. Это означает, что существует острая необходимость в профилактике ВИЧ, которая характерна для мигрантов и направлена на устранение факторов риска, выявленных в исследовании.
Учеба
Еще в 2016 году Федеральное ведомство общественного здравоохранения Швейцарии разработало систему профилактики ВИЧ и других инфекций, передаваемых половым путем (ВИЧ/ИППП), специфичную для мигрантов, основанную на шести основных факторах, способствующих уязвимости:
- Высокая распространенность ВИЧ в стране происхождения человека.
- Заниматься секс-бизнесом.
- Быть мужчиной, который занимается сексом с мужчинами.
- Употреблять инъекционные наркотики.
- Быть трансгендером.
- Быть иммигрантом без документов или иметь статус временного резидента в Швейцарии.
Органы общественного здравоохранения также заказали исследование, целью которого было укрепление доказательной базы для профилактики ВИЧ/ИППП среди мигрантов. Это социологическое исследование, основанное на широком участии и качественном анализе, было проведено группой социальных исследователей из Университета Фрибурга.
Все участники имели разрешение на получение статуса беженца или разрешение на временное проживание, либо не имели документов и были старше 18 лет, при этом была проведена целенаправленная выборка людей, принадлежащих к шести категориям, упомянутым выше. Набору участников способствовали люди, работающие в сфере ВИЧ, сексуального здоровья и миграции, которые также участвовали в разработке исследования.
Данные были собраны с помощью углубленных интервью (при необходимости на иностранном языке) с мигрантами, проживающими во франкоговорящей и немецкоговорящей Швейцарии, и со специалистами по профилактике, работающими в области миграции и ВИЧ.
В прошлом году исследователи опубликовали результаты, показывающие, что мигранты могут сталкиваться с особой правовой и социально-экономической уязвимостью, но также и более специфические, например, люди, которые не являются цисгендерными, гетеросексуальными или занимаются секс-бизнесом.
Они также рассмотрели, как пересечение социальных факторов уязвимости повышает риск заражения мигрантов ВИЧ и СПИДом. Для достижения этой цели они рассмотрели три аспекта:
- биографические (правовой статус, социально-экономические условия, пол, сексуальная идентичность)
- взаимосвязанные (взаимодействие между сексуальными партнерами и медицинскими работниками)
- контекстуальные (властные отношения и социокультурные структуры в Швейцарии, включая сексизм, цисгендеризм и расизм).
Объясняя, насколько важным может быть это взаимопроникновение аспектов в жизни человека, доктор Лаура Меллини и ее коллеги говорят, что “властные отношения и социокультурные структуры ставят, например, трансгендерных женщин без документов в неблагоприятное положение, что влияет на их взаимодействие с другими людьми”, добавляя, что “все эти аспекты, а также любые другие факторы, связанные с трансгендерными женщинами”. их пересечение усиливает уязвимость мигрантов к ВИЧ и СПИДу”.
Из двадцати восьми интервью с мигрантами исследователи предлагают более детальное понимание этой сложности, сосредоточившись на трех тематических исследованиях – Adira, Rose и Obi, – которые иллюстрируют взаимосвязанную уязвимость к ВИЧ и СПИДу, с которой сталкиваются мигранты, проживающие в Швейцарии.
Адира живет в постоянном страхе быть депортированной
Адире за пятьдесят, она родом из азиатской страны. При рождении ей был присвоен мужской пол, но она идентифицирует себя как трансгендерная женщина. После университета она переехала в другую азиатскую страну, где устроилась домашней прислугой и смогла позволить себе гормональное лечение в переходный период. Затем она встретила мужчину, который пообещал ей работу домашней прислуги в Швейцарии и помог получить туристическую визу. Два года спустя ее уволили, а затем у нее были годы безуспешных поисков работы из–за ее незарегистрированного статуса или трансгендерности – в частности, из-за того, что от нее часто ожидали сексуальных услуг.
В конце концов, Адира потеряла жилье и начала употреблять алкоголь, “чтобы забыть о своей ситуации”. Затем, однажды, почувствовав сильную слабость и обратившись в больницу, она была потрясена, узнав, что у нее СПИД. Во время интервью Адира рассказала, что чувствовала себя грязной после того, как ей поставили диагноз ВИЧ, и боялась, что ее отвергнут:
“Я чувствую себя такой грязной перед самой собой. Я действительно чувствую себя грязной, потому что я больше не здорова. Я боюсь, потому что если кто-то узнает, что у меня эта болезнь, я ему больше не понравлюсь”.
Кроме организации по борьбе с ВИЧ и медицинских работников, оказывающих ей поддержку, она никому не сообщала о своем ВИЧ-статусе. Она живет в постоянном страхе быть депортированной из Швейцарии и не иметь доступа к лечению в другой стране.
На момент своего интервью в 2020 году Адира получала жилье в обмен на секс с мужчиной, с которым она не осмеливалась обсуждать использование презервативов, но поскольку ее вирусная нагрузка не определялась, она подумала, что у мужчины “не было этой болезни”.
Роуз боится говорить о секс-бизнесе и просить помощи в больнице
Роуз родилась в конце 1980-х годов в стране, расположенной к югу от Сахары. После окончания средней школы она приехала в Италию, чтобы получить обещанную работу парикмахера. Ее приняла “мама”, которая конфисковала ее паспорт до тех пор, пока она не заплатила 45 000 евро на дорожные расходы, проживание и питание. В итоге ее заставили работать в секс-индустрии до тех пор, пока не был выплачен долг, а это означало, что она работала на улице днем и ночью, семь дней в неделю. Условия ее жизни были ужасными (контроль, лишения, эксплуатация, подчинение угрожающим ритуалам).
Когда Роуз в конце концов расплатилась со своим “долгом”, она продолжила заниматься секс-бизнесом, пока клиент не влюбился в нее и не женился на ней. В течение пары лет ее работой был уход за пожилой женщиной, в семье которой были открытые расистские настроения по отношению к ней. Однако, когда через некоторое время Роуз развелась со своим мужем, она вернулась к секс-бизнесу, но поскольку итальянское гражданство, полученное в результате брака, давало ей больше возможностей, она начала делить свое время между Италией и Швейцарией, где могла зарабатывать больше денег. В своем интервью Роуз сообщила, что регулярно получала просьбы о сексе без презерватива, на что она всегда отвечала отказом, поскольку “здоровье превыше всего”.
На момент интервью Роуз была ВИЧ-инфицирована. Каждые три месяца она проходила тестирование на ВИЧ и другие ИППП в швейцарской организации, специализирующейся на секс–бизнесе, – ее “семье”. Однако в больнице она чувствовала, что ее осуждают, поэтому не чувствовала себя уверенно, рассказывая о секс-бизнесе или прося о постконтактной профилактике (ПКП).
Оби, который боится, что не получит лечения от ВИЧ в Швейцарии
Оби – гетеросексуальный мужчина, родившийся в конце 1970-х годов в африканской стране к югу от Сахары, где он окончил среднюю школу. Покинув свой дом и семью из-за угроз расправы, он нелегально перебрался в Грецию, где у него завязались отношения с гречанкой, которая помогала ему, пока он жил на улице. Пара всегда занималась сексом без презерватива, хотя Оби знал, что существует риск заражения ВИЧ.
“Потому что я доверял ей, потому что она помогала мне раньше, давала мне еду, ассистировала мне, приводила меня в свой дом… Я верил в нее”.
В 2009 году у Оби был диагностирован ВИЧ, после чего он начал лечение от ВИЧ и получил гуманитарный вид на жительство. Его отношения с “гречанкой” закончились, и он переехал в центр для беженцев. Оби не рассказывал о своем ВИЧ-статусе никому, кроме специалистов, отвечающих за его лечение, и других людей, живущих с ВИЧ, с которыми он познакомился в больнице. Устав от условий жизни в центре для беженцев, от того, что ему не разрешали работать, и от проявлений расизма, с которыми он сталкивался в Греции, он переехал в Швейцарию и поселился в приюте для бездомных.
С тех пор Оби путешествовал между двумя странами, стараясь не оставаться в Швейцарии дольше трех месяцев, предусмотренных его греческим гуманитарным разрешением. Во время интервью в 2019 году Оби сказал, что хотел бы остаться в Швейцарии, но у него все еще не было там вида на жительство. Другими словами, он считал свое будущее неопределенным, особенно потому, что больше всего он боялся, что однажды не сможет получить антиретровирусную терапию в Греции, поскольку в Швейцарии к этому лечению трудно получить доступ без медицинской страховки.
О чем нам говорят эти истории?
После описания трех случаев исследователи рассматривают, как биографические, интерактивные и контекстуальные аспекты переплетаются и создают социальную уязвимость.
Как рассказывают нам истории Адиры и Оби, швейцарские законы, не позволяющие мигрантам без документов работать, подталкивают их к незадекларированной и низкооплачиваемой работе, что подвергает их риску эксплуатации и лишает жилья, социальной защиты и медицинского страхования. Отсутствие медицинской помощи широко распространено среди людей, не имеющих документов, которые живут в постоянном страхе быть осужденными и/или депортированными.
Связь между тремя аспектами и социальной уязвимостью также прослеживается в отношении работы. Роуз смогла найти работу только в качестве сиделки, где столкнулась с проявлениями расизма, что вынудило ее вернуться к секс-бизнесу. Несмотря на высшее образование, Адира также работает в сфере ухода за больными, как и непропорционально большое число других женщин-мигрантов. Однако Адира также сталкивается с дискриминацией по признаку своей гендерной идентичности, в дополнение к тому, что у нее нет документов. “Для мигрантов, подобных Адире, эти ограничения могут привести к нестабильной жилищной ситуации и могут побудить их заниматься коммерческим сексом в обмен на финансовые, жилищные и другие ресурсы”, – говорят исследователи.
Трудности, с которыми мигранты сталкиваются в принимающей стране, такие как отсутствие вида на жительство, формируют их сексуальное поведение и партнерские отношения, а также повышают их уязвимость к ВИЧ, особенно при увеличении числа партнерских отношений по сделкам. Это особенно хорошо иллюстрирует история Адиры в условиях, которые ограничивают доступ маргинализированных мигрантов к лечению ВИЧ и, как следствие, повышают риск развития у них полномасштабного СПИДа. Это также наблюдается даже среди людей, имеющих медицинскую страховку из других стран, которые временно проживают в Швейцарии: Роуз и Оби отказываются от профилактики ВИЧ, ухода и лечения, поскольку они либо слишком ограничены, либо слишком дороги.
Структурные условия, в которых происходит взаимодействие с сексуальными партнерами, могут повысить уязвимость к ВИЧ. Неадекватные условия пребывания в качестве беженца заставили Оби согласиться на материальную поддержку от человека, который также заразил его ВИЧ. В случае с Роуз, поскольку она секс-работница, африканка и не имеет документов, она вступает в асимметричные сексуальные отношения с клиентами, которые часто настаивают на сексе без презерватива. Когда ей нужно взбодриться, она оказывается бессильной из-за стигматизации секс-бизнеса.
Исследователи пришли к выводу, что их результаты имеют важное значение для профилактики ВИЧ (тестирование, подготовка к работе и PEP) и лечения ВИЧ-инфекции в условиях миграции. Например, они подчеркивают необходимость структурных изменений для достижения равенства в здравоохранении и доступа к медицинскому обслуживанию для всех. Кроме того, если бы мигранты имели большую экономическую и правовую защищенность благодаря финансовым пособиям и долгосрочным видам на жительство, у них было бы меньше шансов вступить в интимные отношения в условиях неравного соотношения сил.
Возможно, самым важным комментарием исследователей является то, что их результаты “свидетельствуют о том, что профилактика ВИЧ и СПИДа среди мигрантов не может быть эффективной без постановки под сомнение социальных и культурных структур и систем власти, таких как сексизм, цисгендеризм и расизм”.
Рекомендации
Меллини Л. и др. Мигранты, сталкивающиеся с перекрестной уязвимостью к ВИЧ и СПИДу в Швейцарии: предварительное исследование. Культура, здоровье и сексуальность, опубликовано в Интернете 28 февраля 2024 года (открытый доступ).