Развивающиеся коммуникации/Глобальный фонд финансирования. Лицензия Creative Commons. Изображение приведено исключительно в качестве иллюстрации.
Мета-анализ восьми исследований показал, что дети ВИЧ-инфицированных матерей, у которых не было ВИЧ-инфекции, к двум годам имеют более высокий риск развития едва заметных нарушений выразительной речи и общей двигательной функции по сравнению с детьми, не инфицированными ВИЧ.
Мета-анализ, опубликованный в журнале Lancet Child & Adolescent Health, не выявил никаких доказательств того, что воздействие определенных антиретровирусных препаратов или схем лечения, принимаемых матерью или младенцем, увеличивает риск каких-либо нарушений развития у детей.
Во всем мире у матерей с ВИЧ родилось около 15,4 миллиона детей, которые не заразились ВИЧ. В некоторых странах с высоким бременем ВИЧ-инфекции до 20% всех рождений в год приходится на женщин с ВИЧ. По мере того как за последнее десятилетие расширилось использование антиретровирусной терапии тремя препаратами во время и после беременности, доля детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, которые получали антиретровирусные препараты во время беременности или в раннем возрасте, возросла.
Несмотря на этот рост, по-прежнему отсутствует ясность в отношении влияния ВИЧ-инфекции у матерей и воздействия антиретровирусных препаратов на развитие детей, которые остаются свободными от ВИЧ. События, происходящие во время беременности и в раннем возрасте, оказывают сильное влияние на развитие мозга и нервной системы, однако исследования, касающиеся последствий применения антиретровирусных препаратов, дали противоречивые результаты.
Исследователи из Кейптаунского университета в Южной Африке провели систематический обзор исследований, в которых изучалось развитие нервной системы у детей, подвергшихся воздействию ВИЧ, без ВИЧ-инфекции. Исследования могли быть включены, если в них сравнивались дети, инфицированные ВИЧ, и дети, не инфицированные ВИЧ, и если из группы, подвергшейся воздействию ВИЧ, исключались дети, которые заразились ВИЧ. Исследования, в которых сравнивалось воздействие антиретровирусной терапии матерей на детей, у которых не было ВИЧ, в зависимости от класса препарата или отсутствия воздействия.
В обзоре были выявлены 24 исследования, в которых изучалось воздействие ВИЧ, и 13 исследований, в которых изучалось воздействие АРТ. Из 24 исследований, в которых изучалось влияние воздействия ВИЧ, в 12 сообщалось о более неблагоприятных результатах для развития нервной системы у детей, инфицированных ВИЧ, по сравнению с детьми, не получавшими АРТ.
Затем исследователи провели мета-анализ. Шестнадцать исследований были исключены из мета-анализа по соображениям качества – либо потому, что исследуемая популяция была нерепрезентативной, в ней отсутствовала контрольная группа из того же сообщества, либо не использовались подтвержденные результаты, – в результате чего осталось восемь исследований, включавших 1856 детей, инфицированных ВИЧ, и 3067 детей, не инфицированных ВИЧ. Все исследования, кроме одного, были проведены в странах Африки к югу от Сахары, и 75% детей, инфицированных ВИЧ, также получали АРТ из трех препаратов (остальные получали только зидовудин).
В ходе анализа были изучены результаты развития нервной системы в возрасте двух лет. У детей, подвергшихся воздействию ВИЧ, были значительно более низкие показатели экспрессивной речи (величина эффекта -0,17, р=0,0013) и общих двигательных показателей (величина эффекта -0,07, р<0,0001) по сравнению с детьми, не подвергавшимися воздействию ВИЧ, но не было выявлено существенных различий в когнитивном развитии, восприимчивости к языку или развитии мелкой моторики. Показатели экспрессивной речи значительно отличались только в возрасте двух лет, в то время как существенная разница в общих двигательных показателях была очевидна уже к одному году жизни.
Исследования влияния антиретровирусной терапии не выявили четкой взаимосвязи между конкретными антиретровирусными препаратами и показателями развития нервной системы. В 13 исследованиях, в которых изучалась взаимосвязь между приемом антиретровирусных препаратов и развитием нервной системы в качестве основного результата, только в двух была выявлена взаимосвязь между конкретным лекарственным средством (атазанавиром или эфавирензом) и более низким уровнем владения языком. Для проведения мета-анализа было недостаточно качественных исследований.
Какие задержки в развитии, связанные с ВИЧ, были выявлены в этом исследовании?
Экспрессивный язык относится ко всем способам самовыражения детей, включая невербальные способы, такие как указывание, жестикуляция и улыбка, а также речь, усвоение слов и другие языковые навыки.
Дети с более слабым развитием экспрессивной речи могут испытывать трудности с построением предложений, называнием предметов или с тем, чтобы их понимали, и, скорее всего, будут разочарованы, если другие не поймут, что они пытаются сказать. Недостаточное развитие выразительной речи может повлиять не только на успеваемость в школе, но и на социальные навыки ребенка и его интеграцию со сверстниками.
Развитие общей моторики относится к основным видам физической деятельности, требующим движения всего тела, таким как ползание, стояние, ходьба и бег. Ребенок с нарушениями развития крупной моторики медленнее достигает каждого из этих этапов и испытывает трудности в играх и взаимодействии с другими детьми.
Выводы исследования
Исследователи говорят, что их результаты согласуются с результатами исследований, проведенных до введения антиретровирусной терапии. Они говорят, что у ВИЧ-инфицированных, но неинфицированных детей наблюдаются небольшие задержки в развитии, что свидетельствует о “тонких, но четких различиях в способностях”, и что в условиях, когда другие факторы, такие как недостаточное питание, также могут влиять на развитие, “для поддержания благополучия этих детей могут потребоваться вмешательства, направленные на развитие выразительной речи и крупной моторики”. навыки, приобретенные в раннем детстве.”
По их мнению, необходимо длительное наблюдение за детьми, инфицированными ВИЧ, для оценки последствий задержек в развитии в дальнейшей жизни. Например, неясно, влияет ли задержка в приобретении навыков выразительной речи к двум годам на обучение детей школьного возраста, или же дети впоследствии наверстывают упущенное.
Исследователи говорят, что, хотя отсутствие данных о негативном воздействии антиретровирусных препаратов на развитие является хорошей новостью, необходимы дополнительные исследования, чтобы определить, связаны ли конкретные схемы лечения антиретровирусными препаратами с лучшими результатами в области развития. При отборе и анализе исследуемой популяции в этих исследованиях необходимо учитывать другие факторы, влияющие на развитие нервной системы ребенка, такие как преждевременные роды и низкий вес при рождении.
Рекомендации
Уэддерберн Си Джей и др. Раннее развитие нервной системы у неинфицированных детей, подвергшихся воздействию ВИЧ, в эпоху антиретровирусной терапии: систематический обзор и мета-анализ. Журнал “Ланцет здоровья детей и подростков” опубликовал онлайн-статью от 25 апреля 2022 г. (открытый доступ).
DOI: https://doi.org/10.1016/S2352-4642 (22)00071-2
Предоставлено полное изображение: Дети, играющие в медицинском центре, Мозамбик, ноябрь 2017 г. Изображение подготовлено Evolving Communications/Глобальным фондом финансирования. Доступно по адресу www.flickr.com/photos/thegff/46822453552 по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND 2.0.