С начала войны в Украине стало больше людей, пользующихся государственными программами лечения опиоидной зависимости

Репост статьи

Распространение чистых игл, презервативов и других средств снижения вреда в Украине. Брендан Хоффман/Сеть адвокатов Глобального фонда. Лицензия Creative Commons.

После российского вторжения в Украину перебои с поставками лекарств от опиоидной зависимости привели к тому, что у людей возник риск ломки. Такие лекарства, как бупренорфин и метадон, запрещены в России, что делает невозможным их приобретение на оккупированных территориях. Миграция населения в другие регионы, оккупация Россией определенных территорий и нарушение цепочки поставок – все это создало проблемы, которые поставили под угрозу лечение людей, зависимых от опиоидов, в Украине. Исследовательская группа доктора Ольги Морозовой проанализировала меры по решению этих проблем для Международного журнала наркополитики.

Стратегии включали увеличение продолжительности выписываемых рецептов, большую гибкость при заказе, хранении и перераспределении запасов, а также снижение индивидуальных доз для увеличения объема поставок. С начала войны данные показывают, что число людей, получающих наркологическую помощь, увеличилось на 17% в государственных клиниках и, вероятно, также увеличилось в частных клиниках, что свидетельствует об эффективности этих стратегий. Однако те, кто находится на оккупированных территориях, вероятно, столкнулись с внезапным уходом, и ситуация остается рискованной, поскольку поставки в значительной степени зависят от одного завода.

Клиники, предоставляющие лекарства для лечения опиоидной зависимости, такие как бупренорфин и метадон, в Украине могут быть государственными или частными. Государственные клиники бесплатны и находятся в ведении правительства, но имеют строгие критерии приема, в то время как частные клиники оплачиваются пациентами и предъявляют меньше требований. Государственные клиники ежемесячно отчитываются перед Центром общественного здоровья Министерства здравоохранения (ПМСП) о демографических данных пациентов, дозировках лечения и других заболеваниях. После начала войны 24 февраля 2022 года были также собраны данные о перемещении пациентов в разные регионы и изменениях в лечении, например, о том, на сколько дней были предоставлены лекарства и их дозировки. От частных поставщиков медицинских услуг не требуется отчитываться перед ПМСП, поэтому данные по этим клиникам скудны, однако все, о чем сообщалось, было включено в этот анализ.

ПМСП также заказала проведение опроса поставщиков медицинских услуг в июле и августе 2022 года. В целом, 143 поставщика медицинских услуг из 108 различных мест в 24 регионах завершили опрос, чтобы подробно рассказать о том, как война повлияла на их способность предоставлять лекарства для лечения опиоидной зависимости. Наряду с этим, в июне и июле 2022 года был проведен опрос пациентов, в ходе которого случайным образом были отобраны 700 пациентов из государственных клиник в восьми регионах Украины, чтобы ответить на вопросы об их опыте лечения и о том, как он мог измениться до и после войны.

Результаты

Опрос поставщиков медицинских услуг выявил несколько проблем, возникших после начала войны, включая перебои с поставками лекарств (26%), увеличение рабочей нагрузки (20%), эмоциональный стресс (8%) и миграцию как пациентов, так и персонала (8%).

Перебои с поставками усугубились из-за закрытия завода по производству бупренорфина и метадона в Харькове, в результате чего Одесса осталась единственным источником этих лекарств в Украине. Поставки в страну строго регулируются; иногда их приходилось прятать среди других лекарств, когда они путешествовали по Украине. Это усугубилось необходимостью перераспределения государственных средств на военные цели, что привело к значительному сокращению имеющихся денежных средств, что в некоторой степени компенсировалось финансированием из Глобального фонда.

Чтобы решить эти проблемы, правительство быстро внесло изменения в законодательство, которые упростили ситуацию. Клиники теперь могли хранить необходимый запас лекарств на срок до трех месяцев, а процесс запроса запасов был децентрализован, что облегчило отдельным регионам возможность запрашивать и контролировать их количество.

Отдельные клиники пытались сократить свои запасы, уменьшая дозировки для людей. Пятая часть пациентов сообщила, что их доза была снижена, но это сильно варьировалось в зависимости от региона. Несмотря на это, число людей, сообщивших об употреблении незаписанных опиоидов за последние 30 дней, не увеличилось по сравнению с тем, о чем они сообщали до начала войны. Однако в ходе опроса 22% пациентов сообщили, что за последние 30 дней они принимали дозу, превышающую предписанную, чтобы справиться с симптомами отмены, а 39% заявили, что предпочли бы более высокую дозу.

Эти изменения помогли решить проблему миграции пациентов, поскольку многие люди покинули клиники, в которых они были зарегистрированы после начала войны, но затем перерегистрировались в других районах. Это значительно увеличило спрос в некоторых областях, таких как Львов, где в период с февраля по июнь 2022 года количество пациентов увеличилось на 55%. Чтобы облегчить миграцию, пациентам разрешили взять с собой 30-дневный запас лекарств, который ранее был ограничен только 10 днями. Более длительные рецепты также сократили количество необходимых личных визитов в клиники. Похоже, что участники, находящиеся дальше от линии фронта, как правило, продолжали получать 10-дневный запас лекарств, но те, кто находился в более нестабильных районах, сообщили, что их количество увеличилось.

Количество врачей сократилось на 4% с 258 до 247, а медсестер – на 2% с 326 до 319, в основном из-за закрытия клиник в оккупированных районах. В целом закрылись 16 отделений, обслуживавших в общей сложности 1410 пациентов. Несмотря на потерю пациентов, оставшихся в оккупированных регионах, за первый год войны число людей, зарегистрированных в государственных клиниках, увеличилось на 17%. Это означало увеличение числа пациентов на одного врача примерно на 15%. Хотя трудно сказать, что происходит с пациентами, оставшимися в оккупированных регионах, это, вероятно, будет похоже на ситуацию в Крыму в 2014 году, когда лечение было внезапно прекращено, что подвергло людей риску абстиненции и смерти.

Выводы

Авторы пришли к выводу, что быстрое и эффективное государственное законодательство сыграло решающую роль в смягчении последствий перебоев в предоставлении услуг, вызванных войной. Они предложили создать национальный реестр пациентов и улучшить взаимодействие между государственными и частными клиниками, что еще больше помогло бы поддержать людей в Украине, которые проходят лечение от опиоидной зависимости. Временное снижение доз лекарств, по-видимому, не привело к увеличению потребления безрецептурных опиоидов. Однако ситуация остается неопределенной из-за того, что в настоящее время лекарства поставляет только один завод. Поддержка мигрирующих лиц в получении жилья и социальной помощи имеет решающее значение, и “роль гражданского общества в реагировании на кризис трудно переоценить”.

Рекомендации

Морозова О. и др. Лечение расстройств, связанных с употреблением опиоидов, в Украине в течение первого года российско–украинской войны: уроки, извлеченные из кризиса. Международный журнал наркополитики, 117: 104062, 2023.

https://doi.org/10.1016/j.drugpo.2023.104062

Полное изображение: Сергей Ткачук ведет учет во время раздачи чистых игл, презервативов и других средств снижения вреда в рамках программы обмена игл “Шаг за шагом” возле Киевской городской наркологической клинической больницы социальной терапии в четверг, 19 ноября 2015 года в Киеве, Украина. Брендан Хоффман/Сеть адвокатов Глобального фонда. Изображение доступно по адресу www.globalfundadvocatesnetwork.org/campaigns/we-need-the-global-fund-our-stories/ по лицензии Creative Commons CC BY-NC 4.0.

Список литературы

Источник статьи

Эта статья не проверялась в соответствии с редакционным процессом и политикой HIVDAILY.
Информация размещена для ознакомления, as is (как есть)

Репост статьи

Архив AIDSMAP