Изображение: Страница JFJ Truvada на Facebook* с информацией о судебном иске.
Согласно исследованию, представленному на 23-й Международной конференции по СПИДу (СПИД 2020: виртуальный), реклама в средствах массовой информации от юристов “скорой помощи”, распространяющих дезинформацию о препарате Truvada и призывающих людей подавать иски против его производителя, привела к тому, что молодые люди с высоким риском заражения ВИЧ не начали проходить подготовительную терапию или переключились на альтернативные методы профилактики ВИЧ.
Комбинация тенофовира дизопроксилфумарата (TDF) и эмтрицитабина в таблетках для приема внутрь продается под названием Truvada. Это давняя основа антиретровирусной терапии, и в настоящее время она широко используется для доконтактной профилактики ВИЧ (ДКП). В рекламе подчеркивалась возможная связь Трувады (в частности, TDF) с потерей костной массы и повреждением почек. Это известные, но в целом поддающиеся лечению побочные эффекты препарата, которые редко наблюдаются у лиц, принимающих PrEP. Реклама поощряла людей, принимавших Труваду и считавших, что у них наблюдались побочные эффекты, подавать в суд на производителя Gilead Sciences, подчеркивая перспективы денежной выплаты.
Впервые дело против Gilead было возбуждено в мае 2018 года по обвинению в причинении вреда, связанного с TDF, истцы утверждали, что фармацевтическая компания отложила разработку и вывод на рынок альтернативного препарата тенофовир (тенофовир алафенамид, или TAF), чтобы максимизировать прибыль от Truvada до истечения срока действия ее патента.
Реклама начала распространяться в социальных сетях в июле 2019 года. Службы профилактики ВИЧ сообщали о единичных случаях, когда люди прекращали принимать PrEP после просмотра рекламы. В конце 2019 года защитники общественного здоровья обратились к Facebook* и другим социальным сетям с просьбой проверить рекламу на наличие неверной информации и удалить или запретить ее показ. Несмотря на это, она по-прежнему часто появляется.
Педро Серрано (Pedro Serrano) и его коллеги из центра CORE в Чикаго (CORE Center) оценили влияние рекламы на отношение и решения о подготовке к ЕГЭ среди участников исследования Keeping it Lite, в котором участвуют молодые люди из числа сексуальных и гендерных меньшинств, уязвимые к ВИЧ. В исследовании приняли участие 1485 человек, отличающихся по расовому признаку. Участники были в возрасте от 13 до 34 лет, средний возраст составил 27 лет. Большинство из них были цисгендерными мужчинами (82%), 11% – трансгендерными мужчинами и 7% – трансгендерными женщинами, и все они имели сексуальных партнеров мужского пола при рождении.
Влияние рекламы судебных исков на отношение и поведение участников PrEP оценивалось с помощью анкеты из десяти пунктов.
Сорок три процента участников когда-либо использовали PrEP, а 36% – в настоящее время.
Рекламу увидели 49% участников, чаще всего в Facebook* или Instagram. Чуть менее пятой части (19%) из тех, кто увидел рекламу, сказали, что это побудило их либо пересмотреть решение о начале PrEP, либо прекратить его. Еще 32% сказали, что реклама заставила их изменить свое мнение о PrEP.
Те, кто получил высшее образование, на 71% реже бросали подготовительную программу или отказывались от нее, чем люди с более низким уровнем образования (ОШ = 0,29; 99% ДИ 0,14-0,61).
Респондентов, которые заявили, что реклама судебного иска изменила их мнение о препарате Truvada PrEP, попросили объяснить, почему это произошло. Наиболее распространенной причиной беспокойства были опасения по поводу безопасности препарата (76%).
Один из участников сказал, что реклама заставила его изменить свое мнение о препарате PrEP, который, по его мнению, “имеет вредные долгосрочные побочные эффекты”. По его мнению, это означало, что его использование должно быть ограничено группами, наиболее подверженными риску заражения ВИЧ, и что он не должен использоваться в гей-сообществе в целом.
Другой человек сказал, что они собираются продолжать принимать PrEP с осторожностью, но только потому, что не верят, что у них есть альтернативный метод профилактики, а риск заражения ВИЧ у них очень высок.
Один человек сказал, что реклама привела к снижению дозировки препарата и отказу от ежедневного приема до четырех или пяти раз в неделю. Другой человек сказал, что собирался попросить у своего врача рецепт на препарат, но после просмотра рекламы отказался от этого.
Недоверие к фармацевтической промышленности также отметили 16% респондентов. “Фармацевтические компании хотят только заработать на ВИЧ, а не искоренить болезнь”, – сказал один человек. Еще 8% опрошенных заявили, что реклама заставила их прибегнуть к альтернативным методам профилактики ВИЧ, таким как постоянное использование презервативов или моногамия.
Серрано и его коллеги пришли к выводу, что реклама судебных исков достигла значительной части их исследовательской группы – молодежи с высоким риском заражения ВИЧ. Реклама привела к нерешительности в отношении начала приема препарата Трувада ПрЕП и усилению беспокойства по поводу его возможных побочных эффектов. Исследователи рекомендуют сторонникам профилактики ВИЧ разработать системы, которые могут предотвращать, смягчать и противодействовать такого рода дезинформации.
Рекомендации
Серрано ПА и др. Пагубное влияние рекламы судебного процесса Truvada на отношение и решения в отношении PrEP среди молодежи из числа представителей пола и гендерных меньшинств, подверженных риску заражения ВИЧ. 23-я Международная конференция по СПИДу, тезисы OAC0603, 2020.
Обновление: После презентации на конференции это исследование было опубликовано в рецензируемом журнале:
Serrano PA et al. Влияние рекламы судебного процесса против Truvada на отношение и решения о проведении предконтактной профилактики среди молодежи из числа сексуальных и гендерных меньшинств и молодых взрослых, подверженных риску заражения ВИЧ. СПИД, онлайн, а не в печати, октябрь 2020 года.
doi: 10.1097/QAD.00000000000002728