Поддержка PrEP в Восточной Европе и Центральной Азии

Репост статьи

ЕКОМ – Евразийская коалиция по вопросам здравоохранения, прав человека, гендерного и сексуального разнообразия – недавно опубликовала отчет о доступе к PrEP (регулярному приему лекарств для профилактики ВИЧ-инфекции) в Армении, Беларуси, Грузии, Молдове и Украине. Мы поговорили с координатором систем общественного здравоохранения ЕКОМ Геннадием Росчупкиным о работе ЕКОМ в регионе.

Какова цель нового подготовительного отчета ECOM?

Отчет, прежде всего, является инструментом пропаганды. Наша цель – предоставить международным спонсорам и местным сообществам общую информацию о том, что происходит в регионе. Мы хотим подчеркнуть области, в которых требуется развитие, и показать, как обучение в регионе может помочь отдельным странам развиваться. В отчете основное внимание уделяется конкретным странам, где существуют или скоро будут созданы службы предварительной подготовки.

В Грузии, Украине и Молдове услуги PrEP появились несколько лет назад при поддержке Глобального фонда. Армения приступила к реализации проекта за счет собственных средств. Интересно поразмышлять о том, насколько по-разному развивались услуги в этих странах. В отчете показано, какие первые шаги были предприняты в области предоставления PrEP и какие уроки были извлечены странами.

В этом регионе важно поддерживать связь с международными спонсорами и лицами, принимающими решения, поскольку маловероятно, что национальные правительства будут должным образом финансировать PrEP. Например, в Армении есть служба предварительной подготовки, но клиент должен платить за все, начиная с медицинского обследования и заканчивая лекарствами.

Какие, по вашему мнению, были основные проблемы с внедрением PrEP в регионе?

Самой большой проблемой является знание PrEP среди ключевых групп населения, особенно мужчин, имеющих половые контакты с мужчинами (МСМ), и трансгендеров. Именно этим группам населения эта услуга нужна больше всего, но очень немногие люди слышали о PrEP. Те немногие геи и трансгендеры, которые знают о PrEP, регулярно путешествуют и бывали в таких странах, как Германия, Италия, Испания или Великобритания, где PrEP хорошо известен и обсуждается достаточно открыто.

Мы знаем, что небольшое количество людей покупают PrEP через интернет-аптеки. Два года назад в Российской Федерации одна неправительственная организация опросила людей о том, что они знают о PrEP, и обнаружила, что несколько сотен человек покупают PrEP онлайн. Мы не знаем, консультировались ли они с медицинским работником до того, как начали принимать PrEP, и поддерживают ли они какие-либо постоянные контакты с врачом.

Но это очень небольшой процент ЛГБТ*-сообщества в целом, и только те, кто связан с западноевропейской культурой здравоохранения. Многие люди здесь говорят, что западные люди просто помешаны на здоровье! Большинство геев в странах Восточной Европы и особенно Центральной Азии совершенно по-другому относятся к своему здоровью. Более того, многие люди неправильно представляют себе антиретровирусную терапию (АРВ). Многие люди считают, что АРВ-терапия – это своего рода яд, а не лечение, которое спасает жизни. Это первая задача, которая заключается в том, чтобы изменить это восприятие и расширить знания о ДКП в сообществах.

Вторая задача – это доступ к лекарствам. В некоторых странах существуют препятствия для покупки лекарств онлайн, или медицинские работники, имеющие опыт в АРВ-терапии, слишком заняты, чтобы проконсультироваться по вопросам подготовки. В большинстве стран нет коммерческих клиник, где вы могли бы просто пойти и оплатить время, потраченное специалистом, и получить надлежащую консультацию о том, как использовать PrEP.

Исходя из того, что вы узнали, какие рекомендации вы бы дали о том, как повысить эффективность PrEP?

Наши рекомендации касаются знаний населения о PrEP, а также доступности услуг. Хорошим примером может служить Молдова. Первая служба PrEP была создана в медицинском учреждении, и за первый год ее работы в ней приняли участие всего несколько десятков человек. Затем PrEP стал доступен через общественные организации, которые действительно хорошо известны и которым доверяет ЛГБТ*-сообщество, и в течение следующих трех месяцев они утроили число людей, пользующихся PrEP. Аналогичным образом, в Грузии и Украине людей изначально приглашали пройти PrEP в Центры по борьбе со СПИДом (медицинские учреждения, где люди получают доступ к лечению и уходу в связи с ВИЧ). Когда доступ был расширен, число людей, пользующихся PrEP, очень быстро увеличилось.

Мы настоятельно рекомендуем создавать службы предварительной подготовки с двумя типами доступа. Некоторые люди предпочитают обращаться в медицинские учреждения. Для других людей, особенно для молодежи или людей, столкнувшихся с дискриминацией или насилием, общественная организация может создать более дружелюбную среду, не требующую медицинского вмешательства. В сообществе люди чувствуют, что у них больше шансов встретиться с кем-то, кто похож на них, и они не боятся агрессии или осуждения. Наличие этих двух точек доступа к сервису имеет решающее значение для расширения PrEP.

Вторая рекомендация заключается в разработке схем совместной оплаты, поскольку правительства этих стран не заинтересованы в том, чтобы что-либо делать для ЛГБТ*-сообществ. Мы можем перенять опыт тех людей, которые уже покупают себе PrEP самостоятельно. Для некоторых людей, особенно для тех, у кого достаточно денег и кто хочет быть уверенным в анонимности, коммерческий маршрут будет лучшим выбором.

Третья рекомендация, которая также важна, но менее критична, заключается в обеспечении разнообразия режимов подготовки, потому что для некоторых людей ежедневная подготовка проще, но для других подготовка, ориентированная на мероприятия, более привлекательна, отчасти потому, что она дешевле.

Отчет является частью проекта под названием PrEPare EECA. Что еще происходит в рамках этого проекта?

Это второй из двух опубликованных нами отчетов, и мы проводим региональные мероприятия с участием ключевых лидеров ЛГБТ*-сообщества, чтобы обменяться опытом и обсудить пропаганду PrEP. В рамках проекта также была проведена небольшая региональная информационная кампания под названием Get PrEP. Он включает в себя короткое видео и простую информацию, объясняющую, что такое PrEP, как его использовать и где его можно получить в нескольких странах Восточной Европы и Центральной Азии.

Мы стараемся избегать конкуренции между этим региональным проектом и национальными проектами. Мы хотим, чтобы наша работа на региональном уровне поддерживала усилия на национальном уровне. Национальные проекты связаны со службами, и они могут направлять людей прямо в те учреждения, где они могут получить консультацию, лекарства или все, что им нужно. Региональный проект направлен на пропаганду и информирование.

Но предоставление информации тесно связано с лидерством в решении проблемы, и для пропаганды на национальном уровне важно, чтобы в национальных организациях было сильное руководство, а не только на региональном уровне. Это самая сложная задача в проекте – найти баланс между потребностью сообщества в информации и необходимостью формирования лидерских качеств в национальных ЛГБТ*-группах.

На какой еще работе сосредоточен ECOM?

ECOM – это региональная сеть ЛГБТ*-групп и активистов, работающих в области сексуального здоровья. В настоящее время мы в основном занимаемся ВИЧ, а также проводим некоторую работу по ИППП и сексуальному здоровью в более широком смысле. Мы стараемся расширить нашу работу в области сексуального здоровья, поскольку такие проблемы, как сифилис, являются серьезной проблемой для МСМ во многих странах. Большая часть нашей работы заключается в технической поддержке – предоставлении информации и разработке национальных проектов.

Второе направление нашей работы – права человека. Вопросы здравоохранения и прав человека тесно взаимосвязаны, но защита прав человека – это значительно более сложная область, чем здравоохранение. Когда вы занимаетесь вопросами здравоохранения, национальные правительства понимают, кто вы, чем занимаетесь, и не видят в вас врага. Но когда вы говорите о правах человека, правительство начинает видеть в вас угрозу.

В Беларуси и Узбекистане мы помогли двум национальным группам узнать о документировании нарушений прав человека и о том, как представлять задокументированные случаи на международном уровне, через структуры ЕС и ООН. Из-за этой работы правительства этих стран относятся к нам с подозрением. С моей точки зрения, права человека – это сфера, в которой решаются проблемы здравоохранения, и мы стараемся помочь правительствам обеспечить охват медицинскими услугами. Тот, кто подвергается насилию на улице из-за того, кем он является, никогда не пойдет к медицинским работникам и не обсудит связанные с этим медицинские проблемы. Этот человек просто будет бояться, что его причислят к группе, подвергающейся стигматизации.

Как бы вы описали ситуацию с МСМ и трансгендерными людьми в регионе?

Во-первых, я бы сказал, что в регионе практически ничего не существует для трансгендерных людей с точки зрения профилактики ВИЧ. В настоящее время проводится впечатляющая работа по юридическому признанию гендера, включая сотрудничество между медицинскими работниками и общественными активистами, и это приятно видеть. Но когда дело доходит до профилактики ВИЧ и ИППП, для трансгендеров почти ничего не делается, и во многих странах они по-прежнему считаются частью группы МСМ. Даже в странах, где трансгендеры упоминаются отдельно в национальных стратегиях, по-прежнему отсутствуют надлежащие службы или даже рекомендации по оказанию услуг, поддерживающих трансгендеров. Я думаю, это то, что необходимо срочно изменить.

Второе, что я бы выделил, – это стигматизация на системном уровне, институционализированная стигматизация. Это четко прослеживается в правовой системе. Во многих странах этого региона до сих пор нет законов, прямо запрещающих дискриминацию по признаку сексуальности и пола. Правовая защита по признаку вероисповедания, пола, этнической принадлежности – это обычное дело, но когда речь заходит о сексуальности или любом обсуждении гендерных вопросов, помимо равенства женщин из стран СНГ, то это выходит за рамки того, с чем политики, политические лидеры и общественность готовы взаимодействовать в данный момент.

Для получения дополнительной информации посетите веб-сайт ECOM.

Эта функция появилась в выпуске бюллетеня Eurobulletin за март 2020 года.

Список литературы

Источник статьи

Эта статья не проверялась в соответствии с редакционным процессом и политикой HIVDAILY.
Информация размещена для ознакомления, as is (как есть)

Репост статьи

Архив AIDSMAP