courage007/Shutterstock.com
Мужчины-мусульмане-геи, живущие с ВИЧ в Дакаре, подвергаются преследованиям, таким как насилие и тюремное заключение, из-за своей сексуальной ориентации. Многие из них находятся в социальной изоляции, часто из-за религиозных или политических факторов, несмотря на то, что исторически однополые отношения были приемлемы. Исследователи из Университета Рочестера в США и Университета Шейха Анта Диопа в Сенегале задались целью изучить влияние, которое сочетание этих различных форм стигматизации оказало на этих мужчин и их жизненный опыт.
В Сенегале 90% населения считают себя мусульманами, и вероисповедание оказывает сильное влияние на социальные нормы. Хотя менее 1% населения инфицировано ВИЧ, среди геев этот показатель составляет 28%. В ходе этого исследования был сделан вывод о том, что необходимо устранить разницу в показателях распространения ВИЧ в этих общинах путем снижения стигматизации и привлечения к этому процессу политических и религиозных лидеров. Однако законы шариата осуждают гомосексуальность, а стигматизация подпитывается восприятием в средствах массовой информации, так что это непростая задача.
Исследователь, владеющий несколькими языками, провел интервью с 30 мужчинами-геями-мусульманами, живущими с ВИЧ в Дакаре, в возрасте от 18 до 55 лет. Интервью были посвящены стигматизации, детскому опыту, сексуальным отношениям и их восприятию жизни с ВИЧ.
При обсуждении своего детства эта группа мужчин описала два различных случая. Шестеро мужчин с юных лет были женоподобными, а некоторые пытались притвориться более мужественными из-за издевательств и насилия, которым они подвергались. Внешне остальные были типично мужеподобны и были очень обеспокоены тем, что о них узнают как о геях, и тратили много эмоциональной энергии, пытаясь скрыть это. Для обеих групп осознание своего однополого влечения часто приводило к тому, что они покидали свои школы, семьи и общины. В то время как некоторые из них долгое время оставались в изоляции, многие смогли интегрироваться в однополые сообщества, как описал один мужчина:
– Когда у меня начали появляться партнеры“мужчины… Мне было трудно это понять. Я задавал себе много вопросов. Я поговорил с некоторыми лидерами ассоциации геев, чтобы понять эту жизнь”.
Многие участники боролись с моралью своей сексуальной ориентации и считали, что быть геем неправильно, поэтому многие из них усвоили стигматизацию и не считали себя “добропорядочными мусульманами”. Только один из участников думал, что он родился “таким”, вместо этого считалось, что их однополое влечение объясняется их обстоятельствами или опытом. Некоторые считали, что это произошло из-за сексуального насилия в прошлом, другие – из-за недостатка мужчин в их жизни, третьи винили себя в сексуальных экспериментах. Одна участница сказала::
“Иногда мне хочется отомстить своему двоюродному брату. Возможно, если бы он не втянул меня в это, я бы не стала такой, какая я сейчас”.
Несмотря на то, что некоторым удается найти однополые сообщества в городах, это по-прежнему часто сопряжено с множеством проблем.
“В наших условиях невозможно быть счастливой …Мы вынуждены все делать в тайне. Это не что иное, как проблемы, которым нет конца”.
Эти мужчины считали, что диагноз “ВИЧ” является прямым следствием их сексуальной ориентации. Они часто винили себя, и это было непросто для всех них.
“Когда у меня обнаружили ВИЧ, моя жизнь пошла под откос. Если бы я не убежал из дома и не подвергся агрессии со стороны банды, в которой я состоял, этого бы не случилось”.
Многие скрывали свой диагноз ВИЧ, а затем им было очень трудно обратиться за помощью и лечением из-за таких вопросов, как “что у вас? Почему вы обратились в больницу?”. В очередной раз эти мужчины попытались скрыть важные стороны своей личности, что вызвало еще больший страх и беспокойство.
Некоторые мужчины женились на женщинах и заводили детей, чтобы сохранить социальные нормы и доставить удовольствие своим семьям. Для других это было слишком рискованно, поскольку тот факт, что неопределяемое равно непередаваемому (U=U), не был хорошо известен участникам. Некоторые избегали общественных мероприятий и религиозных церемоний, или им было сказано не посещать их. Другие жили в страхе быть подвергнутыми шантажу или аресту, если не те люди узнают об их сексуальной ориентации или ВИЧ-статусе. Один мужчина работал портным и потерял всех своих клиентов после того, как его окружение узнало, что он гей. Те, кто раскрыл свою сексуальную ориентацию, беспокоились о негативном влиянии на других людей, например:
“Моей матери пришлось от многого отказаться из-за меня. Все это время я был жертвой насилия в нашем районе из-за моей сексуальной ориентации; нам пришлось переехать из-за меня”.
Часто обсуждалось насилие.:
“Однажды ночью я стал жертвой агрессии со стороны молодых людей. Они забрали все и избили меня. У меня до сих пор на лице шрам, который вы видите”.
Несмотря на свои жизненные успехи, многие из этих людей все еще испытывали страх в повседневной жизни:
“Я сделал все. Я побывал во всех лучших заведениях этой столицы, но это ничего не значит по сравнению со всем, что я пропустил в своей жизни. Если вы слышали все, что говорят о нас, МСМ… это пугает. Честно говоря, это… огорчает.”
К сожалению, когда респондентов просили описать положительные моменты в их жизни, они с трудом находили их. Они надеялись на такие вещи, как финансовая безопасность, поддержка, любовь и возможность жить без стигматизации в связи с их сексуальной ориентацией и диагнозом ВИЧ. Один мужчина рассказал, как он гордился тем, что может финансово поддержать свою мать, которая отказалась от него. Успех лечения ВИЧ-инфекции также способствовал положительному результату:
“Я настолько здоров, что это странно. Я проходил лечение в течение 12 лет, и меня стало невозможно обнаружить. Все те, кто думал, что я умру, всегда удивляются. С каждым днем я набираю вес.”
Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на низкий уровень распространения ВИЧ среди населения в целом, значительно возросло бремя ВИЧ-инфекции среди геев, которые часто подвергаются насилию, изоляции, потере поддержки общества и риску тюремного заключения. Укоренившаяся стигматизация, страх и неспособность жить в безопасности на открытом воздухе ухудшают физическое, психическое и эмоциональное здоровье и снижают вероятность эффективного контроля над ВИЧ и доступа к медицинскому обслуживанию. Для решения этой проблемы необходимо проделать значительную работу с привлечением религиозных лидеров, политиков и средств массовой информации, чтобы вновь сделать однополые отношения в Сенегале приемлемыми.
Рекомендации
Алио АП и др. Они называют нас “гоор-джигин”: качественное исследование опыта сенегальских мужчин-мусульман, вступающих в половую связь с мужчинами, живущими с ВИЧ. Культура, здоровье и сексуальность 24: 1289-1301, 2022.
DOI: 10.1080/13691058.2022.2080273