Добровольное лицензирование через патентный фонд лекарственных средств спасает сотни тысяч жизней

Репост статьи

Аватар_023/Shutterstock.com

Добровольное лицензирование через патентный фонд лекарственных средств, которое позволяет компаниям, производящим непатентованные лекарственные препараты, производить лекарственное средство до истечения срока действия его патента, может оказать огромное положительное воздействие на экономику и здоровье, согласно модельному исследованию, опубликованному в февральском номере журнала The Lancet Public Health. Согласно прогнозам, добровольное лицензирование долутегравира в 2014 году увеличит охват лечением на 15,5 миллионов пациенто-лет, предотвратит более 150 000 смертей и сэкономит органам здравоохранения 3,1 миллиарда долларов к 2032 году.

Эти выводы являются своевременными, поскольку споры о доступе к запатентованным вакцинам и лекарственным средствам от COVID-19 продолжаются. Авторы надеются, что они побудят политиков и фармацевтические компании рассмотреть возможность добровольного лицензирования через пул патентов на лекарственные средства как вариант повышения доступности лекарств, в которых остро нуждаются страны с низким и средним уровнем дохода.

Существующие исследования о влиянии добровольного лицензирования через патентный фонд лекарственных средств показали, что оно снижает цены на лекарства и затраты на закупку, а также повышает эффективность лечения. Однако его влияние на состояние здоровья ранее не изучалось. Поэтому доктор Себастьен Морен и его коллеги из Патентного фонда лекарственных средств решили смоделировать его воздействие на экономику и здоровье, используя тематические исследования, основанные на опыте применения долутегравира (препарата, используемого для лечения ВИЧ) и даклатасвира (препарата, используемого для лечения гепатита С).

Как работает лицензирование через Пул патентов на лекарственные средства

Пул патентов на лекарственные средства – это организация общественного здравоохранения, деятельность которой не поддерживается ООН и которая была создана для улучшения доступа к недорогим лекарствам гарантированного качества в странах с низким и средним уровнем дохода.

Для этого он сначала выявляет лекарства, которые крайне необходимы, но недоступны в этих странах из-за того, что их патентование делает их покупку очень дорогой для правительств.

Затем он обращается к фармацевтической компании, владеющей патентом на конкретное лекарственное средство, с просьбой выдать лицензию, которая позволила бы патентному фонду лекарственных средств производить генерические версии этого лекарственного средства до истечения срока действия патента. Они аргументируют это тем, что выдача лицензии принесла бы существенную пользу общественному здравоохранению, и стараются обеспечить, чтобы лицензии были составлены таким образом, чтобы обеспечить максимальную пользу для здоровья как можно большего числа стран.

Как только патентный фонд получает лицензию, он заключает субподряд на производство дженериков с несколькими фармацевтическими компаниями. Эти компании выбираются на основании того, что у них есть опыт производства высококачественных дженериков, возможности для этого и присутствие на рынке в странах, на которые распространяется лицензия.

Чем больше компаний производят непатентованные версии одного и того же лекарства, тем больше вероятность снижения цен, поскольку компании конкурируют за то, чтобы их лекарства закупались правительствами. Поскольку люди получают все больший доступ к необходимым им лекарствам, показатели здоровья должны улучшаться.

Существуют и другие подходы к улучшению доступа к запатентованным лекарствам, такие как многоуровневое ценообразование (когда компания, владеющая патентом, снижает цены для стран с низким уровнем дохода), двустороннее лицензирование (когда владелец патента выдает лицензию компаниям-производителям дженериков по своему выбору) и принудительное лицензирование (когда правительство дает разрешение компаниям изготавливать копии без согласия патентообладателя). Тем не менее, доступ к большинству запатентованных лекарств от ВИЧ, используемых в странах с низким уровнем дохода, осуществляется через патентный фонд лекарственных средств.

Моделирование воздействия добровольного лицензирования

Модель, разработанная доктором Морином и его командой для оценки влияния добровольного лицензирования через пул патентов на лекарственные средства, основана на двух сценариях: в одном случае добровольные лицензии на долутегравир и даклатасвир были введены, а в другом – они так и не были введены.

Первый сценарий основан на том, что произошло на самом деле, поскольку патентный фонд лекарственных средств получил лицензии на долутегравир в 2014 году и даклатасвир в 2015 году. Авторы ежеквартально собирали данные об объемах и ценах на лицензированные генерические препараты, продаваемые в период с 2012 по 2020 год во всех странах, на которые распространяются лицензии на долутегравир и даклатасвир. Затем авторы использовали эти данные для прогнозирования возможной экономии средств и воздействия на здоровье в будущем, вплоть до истечения пяти лет после истечения срока действия патента на каждый препарат.

Для второго сценария авторы рассчитали, какими были бы затраты и воздействие на здоровье, если бы добровольные лицензии не были введены, основываясь на ряде допущений. Эти допущения были основаны на результатах других исследований, и авторы придерживались консервативного подхода, чтобы избежать переоценки влияния добровольного лицензирования.

Среди прочего, исследователи предположили, что без добровольного лицензирования:

  • Долутегравир и даклатасвир были бы доступны в соответствии с заявленной патентообладателями политикой доступа до того, как они объявили о том, что будут выдавать добровольные лицензии.
  • Цены на лекарства были бы выше, потому что конкуренция была бы меньше в период, когда препарат был запатентован, и в течение короткого периода после истечения срока действия патента, поскольку компаниям-производителям дженериков потребовалось бы время для разработки своих версий препарата.
  • Правительства не спешили бы внедрять долутегравир и даклатасвир в больших масштабах.
  • На выбор методов лечения, которые страны предпочитают для каждого года и каждой группы пациентов (например, для лечения ВИЧ-инфекции первой или второй линии, а также на различных стадиях гепатита С), в равной степени будут влиять клинические рекомендации и цены на лекарства.
  • Будут использоваться либо фирменные долутегравир и даклатасвир, либо альтернативные генерические схемы лечения ВИЧ, такие как эфавиренз, что впоследствии скажется на затратах и результатах в отношении здоровья. Если бы использовались фирменные препараты, это означало бы, что правительству пришлось бы либо тратить больше средств на лечение, либо сокращать число людей, проходящих лечение. Если они выберут альтернативные дженерики, результаты для здоровья могут не улучшиться настолько, поскольку эти лекарства могут быть не столь эффективны в снижении вирусной нагрузки или иметь больше побочных эффектов.

Исследовательская группа признала, что существует внутренняя неопределенность в отношении некоторых ключевых исходных данных модели (например, что решили бы сделать владельцы патентов, если бы они не выдали лицензию патентному фонду лекарственных средств). Чтобы отразить это, они смоделировали три различных сценария низкого, центрального и высокого воздействия на экономику и здоровье, что позволило им получить диапазон для своих оценок.

Прогнозируемое воздействие добровольного лицензирования долутегравира

Патентный фонд лекарственных средств получил добровольную лицензию ViiV на долутегравир в 2014 году (через год после того, как запатентованный препарат был одобрен для применения в США). В 2017 году цена дженериков тенофовира дизопроксилфумарата, ламивудина и долутегравира составляла 75 долларов на человека в год. Это означало, что гарантированные по качеству и доступные по цене дженерики препарата появились в продаже с беспрецедентной скоростью. По состоянию на июнь 2020 года препараты на основе долутегравира были представлены на рынке 11 производителями дженериков, а поставки осуществлялись в 106 стран. К ним относятся практически все страны с низким уровнем дохода и большинство стран с уровнем дохода ниже среднего, но охват в странах с уровнем дохода выше среднего неоднороден.

Модель рассчитала влияние добровольного лицензирования в период с 2017 по 2032 год, т.е. через пять лет после истечения срока действия патента на долутегравир. Она предсказывала, что по сравнению со сценарием, в котором добровольное лицензирование долутегравира не вводилось, будет наблюдаться:

  • 15,5 (в диапазоне от 14,4 до 15,5) миллионов дополнительных пациенто–лет лечения на основе долутегравира
  • Предотвращено 151 839 (34 575-312 973) смертей
  • Экономия затрат на 3,1 (1,8 –5,6) миллиарда долларов
  • 1,1 (0,2 – 2,2) миллиона лет полноценного здоровья
  • предотвращено 1,4 (0,3 – 2,8) миллиона неудач в лечении
  • 4555 (908-9426) предотвращена перинатальная передача ВИЧ

Прогнозируемый эффект добровольного лицензирования даклатасвира

Даклатасвир был зарегистрирован компанией Bristol-Myers Squibb в патентном фонде лекарственных средств в 2015 году. По состоянию на июнь 2020 года три производителя дженериков представили на рынке препараты на основе даклатасвира с гарантированным качеством, и поставки были осуществлены в 30 стран. Предполагалось, что срок действия патента на даклатасвир истечет между 2027 и 2030 годами, но Bristol-Myers Squibb решила приостановить действие патента после того, как компания ушла с рынка в 2020 году. Это существенно снизило влияние добровольного лицензирования, поскольку другие компании-производители дженериков смогли начать производство препарата раньше, чем ожидалось.

В модели оценивалось влияние добровольного лицензирования в период с 2015 по 2026 год (т.е. через пять лет после того, как производитель разрешил истечь сроку действия патента). В нем прогнозировалось, что по сравнению со сценарием, при котором добровольное лицензирование даклатасвира не было введено, будет:

  • Дополнительно было охвачено 428 244 (127 584-636 270) пациента, получавших препараты на основе даклатасвира, включая 14 003 (1610-43 766) человека, которые в противном случае вообще не получали бы лечения
  • Предотвращено 4070 (225-6323) смертей
  • сэкономлено 107,6 (30,4 -121,3) миллиона долларов
  • Удалось избежать 1765 (321-6033) случаев компенсированного цирроза, 165 (32-695) случаев декомпенсированного цирроза и 136 (26-468) случаев рака печени
  • Экономия дополнительных расходов системы здравоохранения на сумму 20,2 (2,0–34,3) миллиона долларов, связанных с прогрессированием гепатита С

Вывод

Было установлено, что добровольное лицензирование через патентный фонд лекарственных средств для обоих препаратов оказывает большее положительное влияние на здоровье и затраты по сравнению с отсутствием добровольного лицензирования. Однако добровольное лицензирование даклатасвира оказало меньшее воздействие, чем долутегравир, что подчеркивает, что масштаб воздействия добровольного лицензирования будет зависеть от целого ряда факторов, включая:

  • сколько производителей дженериков конкурируют за производство лекарства и насколько это снижает цены
  • на сколько стран распространяется действие лицензии
  • сколько времени остается до истечения срока действия патента на лекарственное средство
  • когда и как быстро службы здравоохранения закупают и распространяют дженерики
  • насколько эффективен препарат при лечении интересующего заболевания и  
  • как определяется приоритетность препарата в клинических рекомендациях.

Тем не менее, это модельное исследование показывает, что добровольное лицензирование может не только снизить цены, но и принести существенную пользу здоровью благодаря более раннему доступу к недорогим и оптимальным методам лечения и ускоренному внедрению их в странах с низким и средним уровнем дохода. Эти результаты дают важные уроки директивным органам, которые в настоящее время рассматривают вопрос о том, как наилучшим образом улучшить доступ к запатентованным лекарствам от COVID-19 и других заболеваний.

Рекомендации

Морин, С. и др. Влияние лицензирования лекарственных средств на интеллектуальную собственность на экономику и общественное здравоохранение в странах с низким и средним уровнем дохода: модельное исследование. The Lancet Public Health 7: e169-e176, 2022 (открытый доступ).

doi:10.1016/s2468-2667(21)00202-4

Список литературы

Источник статьи

Эта статья не проверялась в соответствии с редакционным процессом и политикой HIVDAILY.
Информация размещена для ознакомления, as is (как есть)

Репост статьи

Архив AIDSMAP