Этой статье более 9 лет. Нажмите здесь, чтобы ознакомиться с более свежими статьями на эту тему
Согласно презентации, представленной на IDWeek 2015 в прошлом месяце в Сан-Диего, только у четырех человек из почти 5000, получающих медицинскую помощь в военных медицинских учреждениях США, был обнаружен иммунный контроль над ВИЧ после начала антиретровирусной терапии (АРТ), достижения вирусной супрессии и прекращения лечения. Недавно опубликованное соответствующее исследование выявило несколько биомаркеров, которые могут помочь предсказать, кто будет контролировать процесс лечения после его завершения, что является полезным инструментом для исследований в области лечения ВИЧ.
Контролеры после лечения – это люди с ВИЧ, которые начинают антиретровирусную терапию (в некоторых случаях во время острой или первичной инфекции), достигают очень низкой или неопределяемой вирусной нагрузки и затем прекращают лечение, либо в рамках структурированного исследования по прерыванию лечения, либо по другим причинам, таким как выбор пациента или невозможность последующего наблюдения. Французская когорта ВИСКОНТИ – самая известная группа специалистов по контролю после лечения. Младенцы, которых лечат очень рано, как “ребенка из Миссисипи”, по-видимому, представляют собой другое явление, как и так называемые “элитные контролеры”, которые поддерживают вирусный контроль, даже не приступая к лечению.
Мэтью Перкинс (Matthew Perkins) из Национального военно-медицинского центра имени Уолтера Рида и его коллеги из нескольких других военных медицинских учреждений по всей территории США задались целью определить, сколько контролеров после лечения было среди участников исследования естественной истории ВИЧ, которое с 1986 года наблюдало за людьми, живущими с ВИЧ, в шести крупных военных лечебных учреждениях. Участников осматривают примерно раз в полгода, после чего они проходят медицинский осмотр, сдают образец крови для тестирования на вирусную нагрузку и документируют режим АРТ.
Исследователи ретроспективно проанализировали медицинские карты 4685 участников группы с ВИЧ-инфекцией группы В. Анализ был ограничен 3480 людьми, у которых до начала лечения вирусная нагрузка составляла не менее 1000 копий/мл, что указывало на то, что они не были элитными контролерами. В этой группе 2115 человек получали АРТ и имели низкую вирусную нагрузку (<400 копий/мл) в течение как минимум двух лет. Из них 85 прекратили АРТ и провели доступное измерение вирусной нагрузки по крайней мере через 30 дней после прекращения лечения.
Из 85 человек, прекративших лечение, у 81 наблюдался быстрый вирусный отскок (>400 копий/мл) после прекращения АРТ. Однако у четырех человек вирусная супрессия сохранялась в течение шести месяцев или более после прекращения лечения. Из них два были классифицированы как “временные контролеры”, у которых вирус подавлялся в течение как минимум шести месяцев, но менее двух лет, в то время как два других были “долговременными контролерами”, у которых вирус подавлялся в течение двух лет или дольше.
Трое из пациентов с вирусной супрессией после лечения были мужчинами, все они были чернокожими, и их возраст варьировался от 21 до 38 лет. Все они начали принимать АРТ во время хронической инфекции, примерно через один-пять лет после сероконверсии. Вирусная нагрузка до начала лечения была низкой: 1008, 2011, 35 454 и 46 773 копий/мл. Через шесть месяцев после прекращения лечения у всех пациентов вирусная нагрузка составляла менее 50 копий/мл.
Два временных контролера поддерживали подавление вируса без АРТ в течение приблизительно девяти месяцев (267 дней) и около полутора лет (575 дней). Один постоянный контролер подавлял вирус в течение почти трех лет (1058 дней). Другой пациент возобновил АРТ более чем через два года (794 дня), так как его партнерша хотела забеременеть, но вирус еще не восстановился.
“Результаты нашего исследования согласуются с редкостью случаев контроля после лечения, о которых сообщалось в литературе”, – заключили исследователи. “Хотя наши данные слишком малы, чтобы предполагать какую-либо связь между демографическими характеристиками или историей болезни и контролем после лечения, интересно отметить, что все четыре наблюдателя после лечения были афроамериканцами, один ранее лечился от лимфомы, а другой проходил курс лечения от гепатита С”.
Они отметили, что это первые известные сообщения о контроле после лечения у людей, которые начали АРТ во время хронической инфекции – другие выявленные на сегодняшний день контролеры после лечения, включая группу ВИСКОНТИ и участников SPARTAC (см. ниже), начали АРТ очень скоро после заражения.
“Наличие пациентов, которые спонтанно контролируют ВИЧ-инфекцию, позволяет предположить, что функциональное излечение от ВИЧ возможно, и изучение иммунологических характеристик этих пациентов может дать ключ к пониманию того, как этого можно достичь”, – предположили они.
Биомаркеры для контроля после лечения
В соответствующем исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications от 9 октября, Джейкоб Херст и Джон Фратер из Оксфордского университета и их коллеги искали биомаркеры, которые могли бы помочь предсказать контроль после лечения. Эти результаты ранее были частично представлены на конференции по ретровирусам и оппортунистическим инфекциям (CROI), проходившей в этом году.
Исследователи проанализировали результаты исследования SPARTAC, в ходе которого люди с первичной ВИЧ-инфекцией либо сразу получали АРТ продолжительностью 12 или 48 недель, либо откладывали лечение до тех пор, пока их количество CD4 не упадет ниже 350 клеток/мм3.
Они обнаружили, что три маркера истощения Т-клеток – PD-1, Tim-3 и Lag-3, измеренные до начала АРТ, точно предсказывают время восстановления вируса.
“Эти данные указывают на то, что маркеры истощения Т-клеток могут идентифицировать те латентно инфицированные клетки, которые обладают более высокой склонностью к вирусной транскрипции”, – заключили авторы исследования. “Наши результаты могут открыть новые возможности для понимания механизмов, лежащих в основе контроля после лечения и, в конечном счете, ликвидации ВИЧ-1”.
“Наша работа выявила, что в иммунных клетках пациентов есть определенные маркеры, которые, по-видимому, помогают предсказать, кто может прекратить терапию и остаться здоровым”, – пояснил Фрейтер в пресс-релизе Оксфордского университета. – Теперь мы надеемся узнать больше об этих и других маркерах, чтобы выяснить, возможны ли новые стратегии лечения ВИЧ–инфекции”.
“Мы хотим иметь возможность предсказать, как поведет себя вирус, прежде чем мы прекратим АРТ у пациентов, чтобы протестировать медикаментозную терапию, направленную на искоренение ВИЧ”, – добавил Энтони Келлехер из Университета Нового Южного Уэльса в отдельном пресс-релизе.
Рекомендации
Перкинс М. и др. Контроль ВИЧ-инфекции после лечения у пациентов с ранним диагнозом и хорошей характеристикой, состоящих из военнослужащих, хронически инфицированных ВИЧ-1. IDWeek 2015, номер 1072, 2015.
Херст Дж. и др. Иммунологические биомаркеры предсказывают возобновление вирусной активности ВИЧ-1 после прекращения лечения. Nature Communications, 6:8495, 2015.