Калифорнийский центр продовольственной политики и здравоохранения имени Радда.
Исследователи из Университета Алабамы в Бирмингеме сообщают, что ожирение было наиболее важным фактором риска развития диабета в большой когорте пациентов, обследованных в американских клиниках по борьбе с ВИЧ, в период с 2008 по 2018 год, в статье, опубликованной в преддверии экспертной оценки в этом месяце.
Исследователи исследования утверждают, что предотвращение избыточного веса имеет решающее значение для профилактики диабета у людей с ВИЧ.
Наличие массы тела у людей с ожирением или патологически выраженным ожирением в начале исследования оказало наибольшее влияние на риск развития диабета. У людей с самым высоким индексом массы тела – ИМТ более 40 – вероятность развития диабета была в десять раз выше, чем у людей с весом в пределах нормы.
Для сравнения, после контроля исходного веса прием ингибиторов интегразы повышал риск развития диабета на 48%.
Второе исследование, в ходе которого изучалось влияние антиретровирусных препаратов, применявшихся людьми, начинавшими лечение в период с 2007 по 2018 год, показало, что у людей, принимавших ингибитор интегразы, риск развития диабета или повышения уровня сахара в крови в первые шесть месяцев после начала лечения был на 31% выше.
Сахарный диабет 2 типа развивается, когда механизм организма, контролирующий уровень сахара в крови, выходит из строя и уровень глюкозы в крови повышается до опасного уровня. Долгосрочные последствия диабета включают повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний, почечной недостаточности, слепоты и повреждения нервов в конечностях.
Среди населения в целом диабет ассоциируется с избыточным весом. Люди южноазиатского, африканского и афрокарибского происхождения подвержены более высокому риску развития диабета. Люди с ВИЧ подвергаются более высокому риску, хотя неясно, связано ли это с тем, что установленные факторы риска развития диабета чаще встречаются у людей с ВИЧ, или же факторы, связанные с ВИЧ, также повышают риск. Риск для женщин с ВИЧ может быть выше, чем для мужчин с ВИЧ.
Исследования показали неоднозначные результаты относительно влияния антиретровирусной терапии на риск развития диабета, и некоторые из них предположили, что если риск развития диабета повышается, то это является следствием увеличения веса после начала лечения, а не прямого влияния антиретровирусных препаратов на контроль уровня глюкозы.
Факторы риска в крупной клинике США
Врачи из Университета Алабамы в Бирмингеме провели анализ факторов риска развития диабета у людей с ВИЧ, посещающих университетскую клинику по борьбе с ВИЧ, одну из крупнейших на юго-востоке Соединенных Штатов.
В период с 2008 по 2018 год 5339 ВИЧ-инфицированных посетили по крайней мере одну клинику. Люди имели право на включение в анализ, если у них не было диабета на момент их первого посещения после 2008 года, они посещали клинику по крайней мере дважды в течение периода наблюдения и у них не было длительных задержек между посещениями клиники; 4 113 человек имели право на включение в анализ.
В исследовании приняли участие преимущественно чернокожие (62%) и мужчины (77%). Восемьдесят два процента участников исследования были моложе 50 лет, средний возраст на момент начала исследования составлял 38 лет, и чуть менее половины из них имели избыточный вес (индекс массы тела 25-29,99) (29%) или страдали ожирением (ИМТ 30 или выше) (20%).
Большинство участников обратились за медицинской помощью в 2008 году или позже (79%) и жили с ВИЧ менее пяти лет на момент начала исследования (64%). Чуть менее половины (47%) имели уровень CD4 ниже 350 на момент начала исследования.
В исследуемой популяции было распространено несколько сопутствующих заболеваний. У сорока четырех процентов было высокое кровяное давление (гипертония), 23% принимали гипотензивные препараты, у 31% была дислипидемия, а 8% принимали статины или другие препараты, снижающие уровень липидов.
Новый диагноз сахарного диабета был установлен при измерении уровня Hgb A1C на уровне 6,5% или выше и/или двух показателях глюкозы более 200 мг/дл (11,1 ммоль/л) с интервалом не менее 30 дней.
За период наблюдения сахарный диабет развился у 252 человек в среднем в возрасте 51 года. С течением времени заболеваемость сахарным диабетом возросла с 1,04 случая на 1000 человеко-лет наблюдения в 2008 году до 1,55 случая на 1000 человеко-лет наблюдения в 2018 году. Распространенность диабета в этой когорте выросла с 8% в 2008 году до 14% в 2018 году.
В многофакторном анализе сахарный диабет был тесно связан с патологическим ожирением (ИМТ > 40) (скорректированный коэффициент риска 10,5), ожирением (ИМТ 30-39,99) (ОР 3,9) и недостаточным весом (ИМТ < 18,5) (ОР 2,8).
Впервые выявленный сахарный диабет также был связан с циррозом или терминальной стадией заболевания печени (ОР 1,9), дислипидемией (1,6), приемом нестатиновых гиполипидемических препаратов (ОР 1,54) и лечением глюкокортикоидами (ОР 1,46).
Несколько факторов, связанных с ВИЧ, также были связаны с впервые возникшим диабетом. Продолжительность жизни с ВИЧ более десяти лет (ОР 1,6), исходное количество CD4 в диапазоне от 200 до 350 (ОР 1,55) и лечение ингибиторами интегразы любой продолжительности (ОР 1,48) повышали риск развития диабета.
Чтобы снизить риск развития диабета и других метаболических осложнений, “необходимо выделять больше ресурсов на борьбу с избыточным накоплением жира в организме и связанными с этим заболеваниями у этой особенно уязвимой группы населения”, – заключают исследователи исследования.
Исследователи отмечают, что воздействие ингибиторов интегразы было связано с развитием диабета независимо от ожирения, что позволяет предположить, что в дополнение к любому влиянию этого класса препаратов на массу тела, ингибиторы интегразы могут также приводить к увеличению висцерального жира и ожирению туловища, что способствует резистентности к инсулину и диабету.
Влияние выбора антиретровирусных препаратов
Более тщательный анализ большей части населения США, в котором рассматривалась только взаимосвязь между антиретровирусной терапией и впервые возникшим диабетом или гипергликемией в течение шести месяцев после начала лечения, выявил связь между лечением ингибиторами интегразы и заболеваемостью диабетом, аналогичную результатам исследования, проведенного в Университете Алабамы.
В исследовании рассматривался 6-месячный период после начала лечения, чтобы выявить раннее влияние ингибиторов интегразы на контроль уровня глюкозы и до того, как, вероятно, произойдет значительное увеличение веса.
Доктор Джейн О’Халлоран и ее коллеги из медицинской школы Вашингтонского университета в Сент-Луисе изучили заболеваемость диабетом после начала лечения у 42 382 ВИЧ-инфицированных в период с 2007 по 2018 год. В исследовании приняли участие 74% мужчин, средний возраст которых составил 38 лет. Поскольку в ходе исследования информация о начале лечения была получена из базы данных страховых случаев, сведения об этнической принадлежности отсутствовали. Этническая принадлежность может влиять на риск развития диабета, и исследователи признают, что недостаток данных является ограничением исследования.
Пятьдесят три процента участников начали лечение ингибиторами интегразы, 28% – ненуклеозидными ингибиторами обратной транскриптазы и 19% – ингибиторами протеазы. Из тех, кто принимал ингибиторы интегразы, ралтегравир назначали чаще (39%), чем элвитегравир (28%), долутегравир (26%) или биктегравир (5%).
Примерно две трети участников прошли тестирование на уровень глюкозы в течение шести месяцев после начала лечения, и у 2,1% участников в течение этого периода был диагностирован впервые возникший сахарный диабет или гипергликемия (у 2,3% в группе, получавшей ингибиторы интегразы, и у 1,8% в группе, не получавшей ингибиторы интегразы).
Риск того, что у людей, начавших лечение ингибитором интегразы, будет диагностирован сахарный диабет или гипергликемия, был на 31% выше по сравнению с другими схемами лечения. Когда риск развития диабета оценивался в зависимости от используемого ингибитора интегразы, анализ показал тенденцию к повышению риска развития диабета у людей, принимавших элвитегравир или долутегравир.
Хотя в других исследованиях применение ингибитора интегразы вместе с тенофовиром алафенамидом (TAF) было связано с большей прибавкой в весе, в данном исследовании применение TAF не влияло на риск развития диабета у людей, принимавших ингибитор интегразы.
Авторы исследования говорят, что их результаты “дополняют растущее число доказательств того, что [ингибиторы интегразы] влияют на контроль гликемии”.
Рекомендации
Шпильер Г. и др. Тенденции заболеваемости сахарным диабетом и связанные с ним факторы риска у людей, живущих с ВИЧ, в современную эпоху лечения, 2008-2018 гг. Предварительная публикация medRxiv, 1 мая 2022 г.
DOI: https://doi.org/10.1101/2022.04.29.22274506
О’Халлоран Дж. и др. Ингибиторы переноса цепей интегразы связаны с развитием сахарного диабета у людей с ВИЧ. Клинические инфекционные заболевания, опубликовано онлайн, 6 мая 2022 г.