Марейке Гюнше | www.aspect-us.com
Вероятность развития деменции возрастает с возрастом у населения США в целом, а также у людей, живущих с ВИЧ в США. Однако новое исследование показывает, что у людей с ВИЧ в возрасте старше 75 лет может наблюдаться более высокая распространенность деменции по сравнению с населением в целом, причем наибольший разрыв наблюдается у женщин.
Старение является самым высоким фактором риска развития деменции, когда когнитивные нарушения становятся достаточно серьезными, чтобы повлиять на способность человека выполнять повседневные задачи. Например, распространенность болезни Альцгеймера и связанной с ней деменции удваивается каждые пять лет после достижения 65-летнего возраста. Предыдущие исследования показали, что факторы риска развития деменции, включая сердечно—сосудистые заболевания, высокое кровяное давление, диабет и социальную изоляцию, чаще встречаются у людей с ВИЧ. Более того, самая быстрорастущая возрастная группа людей с ВИЧ в США – это люди старше 65 лет. Тем не менее, лишь в немногих исследованиях проводилось прямое сравнение распространенности деменции у людей с ВИЧ и без вируса.
Исследование, автором которого является доктор Сяоин Юй из медицинского отделения Техасского университета, проанализировало данные американской системы Medicare, чтобы пролить больше света на этот вопрос. Исследователи собрали данные из всех 50 штатов и сравнили восемь групп, состоящих из представителей двух полов (мужчин и женщин) и четырех возрастных групп (от 65 до 69, от 70 до 74, от 75 до 79 и старше 80 лет). Затем исследователи оценили, как изменилась распространенность деменции, определяемая конкретными диагностическими кодами, у людей с ВИЧ и без него в восьми группах в период с 2007 по 2019 год.
Набор данных Medicare включал более 87 000 человек с ВИЧ и более двух миллионов человек без ВИЧ, которые проходили обследование на наличие болезни Альцгеймера или другого типа деменции в течение как минимум одного года. Хотя общая когорта состояла в основном из женщин (56%), в ней было больше мужчин, живущих с ВИЧ, чем без ВИЧ-инфекции (66% против 44%). Группа людей с ВИЧ была относительно разнообразной, а средний возраст участников на момент включения в исследование составлял 73 года.
С учетом демографических данных и сопутствующих заболеваний, разница в распространенности деменции между участниками с ВИЧ и без ВИЧ-инфекции в младших возрастных группах была незначительной. Например, скорректированная распространенность оставалась практически одинаковой для мужчин с ВИЧ или без него в возрастных группах от 65 до 69 лет (распространенность составляет около 4%) и от 70 до 74 лет (около 5%). В возрастной группе от 75 до 79 лет выявился небольшой, но статистически незначимый разрыв, согласно которому скорректированная распространенность среди мужчин без ВИЧ и с ВИЧ-инфекцией составила около 8-9% соответственно. В возрасте старше 80 лет статистически значимый разрыв увеличился, показав, что скорректированная распространенность увеличилась с 2007 по 2019 год и составила примерно от 20% до 25% для мужчин без ВИЧ и примерно от 20% до 30% для мужчин, живущих с ВИЧ.
Что касается женщин, живущих с ВИЧ, то по сравнению с другими женщинами увеличение скорректированной распространенности деменции было еще более заметным в старших возрастных категориях. Различия в скорректированной распространенности среди женщин в первых двух возрастных группах между женщинами с ВИЧ и без ВИЧ-инфекции не были статистически значимыми и составили от 4% до 5% (от 65 до 69 лет) и от 5% до 7% (от 70 до 74 лет). Статистически значимый разрыв выявился в возрастной группе от 75 до 79 лет, показав, что деменция была диагностирована примерно у 8% женщин, не инфицированных ВИЧ, и у 10-12% тех, кто живет с ВИЧ. В возрасте старше 80 лет разрыв в скорректированной распространенности деменции между 2007 и 2019 годами был намного больше — примерно от 25% до 32% у женщин, не инфицированных ВИЧ, и примерно от 26% до почти 40% у женщин, живущих с ВИЧ.
Исследование не выявило каких-либо существенных различий в сопутствующих заболеваниях, связанных с деменцией, между людьми с ВИЧ и без него.
Эти результаты лишь указывают на существование связи. Они не предоставляют доказательств того, что ВИЧ повышает вероятность развития деменции в пожилом возрасте. В этом исследовании также не учитывались социально-экономические факторы, такие как уровень образования и дохода, или факторы, связанные с ВИЧ, такие как годы жизни с ВИЧ, вирусная нагрузка и уровень CD4. Другие ограничения включают возможные ошибки в данных программы Medicare и невозможность анализа конкретных типов деменции, например, деменции, непосредственно связанной с болезнью Альцгеймера.
Тем не менее, анализ показывает, что вся исследуемая популяция была более склонна к развитию деменции с возрастом, но ВИЧ—инфицированные, особенно пожилые женщины, демонстрировали более высокую степень восприимчивости. Основываясь на полученных результатах, исследователи рекомендуют клинические рекомендации, включающие скрининг на деменцию в качестве части рутинной медицинской помощи, чтобы лучше обслуживать людей с ВИЧ по мере их старения.
Рекомендации
Сяоин И и др. Деменции среди пожилых мужчин и женщин в системе Medicare США с ВИЧ и без него. Журнал о синдромах приобретенного иммунодефицита 93 (2): 107-115, 2023.
https://doi.org / 10.1097/QAI.00000000000003184