Изображение предоставлено доктором 4U. Лицензия Creative Commons.
Структурные барьеры препятствуют доступу мигрантов из Бельгии к PrEP, несмотря на их готовность принимать препарат для профилактики ВИЧ. Исследование, проведенное Эллой Ван Ландегем (Ella Van Landeghem) из Института тропической медицины в Антверпене и ее коллегами, показало, что система здравоохранения страны и модель возмещения расходов на PrEP являются препятствиями для нелегальных мигрантов и тех, кто испытывает финансовые трудности.
Большинство пользователей PrEP в Бельгии – граждане мужского пола, имеющие половые контакты с мужчинами; существуют различия в их использовании по сравнению с мужчинами-мигрантами и трансгендерными женщинами, имеющими половые контакты с мужчинами. PrEP предоставляется в клиниках по борьбе с ВИЧ за плату, которую могут возместить граждане Бельгии и некоторые зарегистрированные мигранты. Мигранты, не имеющие документов, имеют право на срочную медицинскую помощь в ограниченном объеме; каждый муниципалитет Бельгии определяет свои собственные критерии для этого. Эти критерии не являются общедоступными, и могут пройти недели или даже месяцы, прежде чем люди узнают о результатах рассмотрения их запроса о медицинской помощи.
Учеба
Команда хотела понять, как улучшить восприятие PrEP мужчинами-мигрантами и трансгендерными женщинами, имеющими половые контакты с мужчинами. Они опросили 23 мигранта, которые либо принимали PrEP, либо имели известный риск заражения ВИЧ, но не принимали PrEP. Они были набраны в клиниках сексуального здоровья или организациях, занимающихся профилактикой ВИЧ и поддержкой секс-работников.
Собеседования проводились на арабском, голландском, английском, французском или испанском языках. Все участники родились за пределами Бельгии. Они были из разных регионов, включая Центральную и Южную Америку (n=7), Северную Африку (n=6) и Ближний Восток (n=6). Около двух третей из них прожили в Бельгии менее десяти лет. Их статус проживания был либо задокументирован (n=16), либо они не имели документов (n=6), либо искали убежища (n=1).
Из 23 опрошенных мигрантов одна была трансгендерной женщиной, а остальные (n=22) – цисгендерными мужчинами, имеющими половые контакты с мужчинами. Не все они были идентифицированы как геи, но большинство из них покинули страну своего рождения из-за своей сексуальной ориентации. Половина участников группы сообщили, что имели опыт работы в сфере секс-бизнеса. Шестеро из 23 человек никогда не использовали PrEP.
Исследователи также поговорили с восемью профессионалами. Они занимались социальной работой, сестринским делом или были волонтерами в общественной организации.
Информация о PrEP, ожиданиях и принятии
У этой группы мигрантов, как правило, была высокая осведомленность о ДКП. Большинство опрошенных использовали ДКП, поэтому они знали о его эффективности и соглашались с ней. Некоторые участники рассказали, что они почувствовали уверенность в себе, принимая препарат и проходя медицинское обследование.
Один из участников поделился, что общественные ожидания и, в частности, желание стать частью бельгийской гей-культуры побудили его пройти подготовительный курс:
“На данный момент вы не являетесь частью этого общества. Поэтому мы стараемся сделать любой маленький шаг к самосовершенствованию, чтобы просто стать частью этого общества… Я сделаю любой шаг, который поможет мне, как новой части этого общества, стать более приемлемым, более успешным. И как гею, прохождение PrEP – это действительно маленький шаг, который я могу сделать”. – Пользователь PrEP
Для тех, кто не имел доступа к PrEP, языковые барьеры и скептицизм по поводу эффективности PrEP были препятствиями:
“Я просто не очень верю в то, что это действительно защищает вас. Физического барьера нет, вы его не видите. В то время как с презервативами это хорошо видно”. – Никогда не пользовался PrEP
Специалисты сосредоточились на других препятствиях, таких как стигматизация, связанная с самим собой, и осознаваемая стигматизация, препятствующие приему PrEP:
“Эта [клиника] широко известна как клиника по борьбе с ВИЧ… Иногда вы даже видите людей, которые приходят за [чем-то другим]. Но на них маска для рта и кепка. Просто потому, что они не хотят, чтобы их видели. Потому что они боятся, что люди начнут сплетничать о них”. – Профессионал
“Есть люди, которые не хотят принимать PrEP или лекарства от ВИЧ, потому что это каждый раз подтверждает, что они подвергаются риску или что они ВИЧ-инфицированы”. – Профессиональные
Структурные факторы и барьеры
Участники рассказали о влиянии структурных барьеров, таких как отсутствие гражданства Бельгии или необходимых миграционных документов для получения доступа к системе возмещения расходов.
“Я знаю, что система здравоохранения здесь очень хорошая, потому что у меня есть друзья, у которых есть бельгийские документы или документы [из других европейских стран], и им там оказывали хорошую медицинскую помощь. Но что касается иммигрантов из США, у которых нет документов, то … им трудно, даже невозможно попасть к врачу, в больницу или что-то в этом роде”. – Пользователь PrEP
“Я также слышала от своей подруги, что это дорого, но презервативы предоставляются бесплатно, поэтому я не считаю, что это для меня что-то новенькое”. – Никогда не использовала PrEP.
Более половины из них оказались в трудной жизненной ситуации. Отсутствие юридических документов препятствовало получению работы, жилья и медицинского обслуживания. Один участник боялся большинства официальных учреждений, а другой ожидал, что ему откажут в доступе к PrEP из-за предыдущего опыта работы в сфере здравоохранения.
“Возможно, это потому, что, когда вы приходите сюда бесплатно и без документов, люди боятся, люди никому не доверяют. Поэтому вместо того, чтобы попросить о помощи, они боятся говорить”. – Пользователь PrEP
“Мне, как отвергнутому человеку, это трудно. У меня были камни в почках, и скорая помощь не отвезла меня в больницу… Необходимо было провести операцию немедленно, но они [в приемном покое] отказались, потому что это была дорогостоящая операция”. – Никогда не пользовался препаратом PrEP
Даже получив доступ к PrEP, участники говорили о сохраняющихся барьерах внутри системы, особенно для тех, кто не обеспечен финансово:
“Процедура просто занимает слишком много времени для нашего населения. Уже существуют списки ожидания, часто слишком длинные для них. Затем вам нужно идти, сдавать кровь… Затем вы записываетесь на повторный прием, месяц спустя, но ваша подготовка еще не началась, а тем временем у вас уже прошло около 3,5 месяцев – и вы еще не проходите подготовку… Я думаю, что для них это определенно порог, и что для обычного гея из среднего класса это не проблема”. – профессионал
“если у вас нет медицинской страховки, вы не сможете пройти подготовку. Потому что PrEP… стоит почти 100 евро или около того. Но если у вас есть медицинская страховка, вы получите ее от 8 до 12 евро”, – пользователь PrEP
Лишь небольшое число опрошенных не имели права на получение возмещаемого PrEP, и участники были хорошо осведомлены о PrEP, поэтому их опыт может не совпадать с опытом других мигрантов, которые мало взаимодействовали с бельгийскими службами здравоохранения или вообще не взаимодействовали. Только один участник был трансгендерной женщиной, поэтому полученные результаты в первую очередь дают представление об опыте мужчин-мигрантов, занимающихся сексом с мужчинами.
В исследовании подчеркивается, что даже тем, кто знает о программе PrEP и готов ее пройти, мешают структурные и социально-экономические факторы. Это особенно актуально для мигрантов без документов, которые могут беспокоиться о последствиях для своего статуса постоянного жителя, а также для тех, кто, несмотря на наличие документов, может испытывать финансовые трудности.
Авторы подчеркнули важность признания многообразия мигрантов. Структурные факторы могут оказывать более существенное влияние на доступ к PrEP, чем предполагаемые культурные факторы, что также было показано в исследовании, посвященном доступу к PrEP среди женщин-мигрантов в Бельгии. Бесплатный и равноправный доступ к ДКП является ключом к сокращению неравенства в отношении ВИЧ-инфекции между гражданами Бельгии и негражданами.
Рекомендации
Ван Ландегем и др. Понимание барьеров и факторов, способствующих подготовке и использованию препарата мужчинами-мигрантами и трансженщинами, имеющими половые контакты с мужчинами в Бельгии. BMC Public Health, 23:712, 2023 (открытый доступ).
DOI: 10.1186/s12889-023-15540-y
Полное изображение: Подготовительное лечение препаратом эмтрицитабин/Тенофовир (дженерик Трувада) Изображение 1. Изображение сделано доктором 4U. www.doctor-4-u.co.uk Доступно по адресу www.flickr.com/photos/144891950@N08/48663489683/ под лицензией Creative Commons CC BY 2.0.
Обновление: 18 июля 2023 года в эту статью были внесены изменения, чтобы указать правильную принадлежность Эллы Ван Ландегем.