Джейми Надаль с миссией в Харькове, ноябрь 2022 года. Фото предоставлено ЮНФПА в Украине
Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА) является учреждением ООН по охране сексуального и репродуктивного здоровья. Мы поговорили с Хайме Надалем, представителем ЮНФПА в Украине, о его работе по спасению жизней и поддержке служб сексуального и репродуктивного здоровья во время войны.
Как бы вы описали ситуацию, на которую вы реагируете в Украине?
Когда началась война, мы все видели в новостях репортажи о женщинах, рожавших на станциях метро, во временных убежищах, в подвалах больниц, часто под обстрелами. Вот что мы видели.
Было много такого, чего мы не видели. Мы не видели, чтобы женщины не решались обратиться в больницу, когда это было необходимо, потому что они были напуганы тем, что происходило на улице. Мы этого не видели.
Мы не видели, чтобы люди, живущие с ВИЧ, не могли получить доступ к антиретровирусной терапии или медицинским учреждениям для получения помощи и ухода. Было много вещей, которых мы не замечали, но которые происходили и были чрезвычайно сложными на индивидуальном уровне. Таких ситуаций по-прежнему много.
Я бы охарактеризовал нынешнюю ситуацию в Украине как характеризующуюся разрушением инфраструктуры здравоохранения и систем здравоохранения в обществе и массовыми перебоями в предоставлении услуг.
Недавно я посетил медицинские учреждения в Харькове, Полтаве, Изюме и Балаклее, и это душераздирающе. Больницы полностью разрушены. Медицинские учреждения полностью разрушены. Для восстановления того, что было здесь всего несколько месяцев назад, потребуются огромные инвестиции. Мы также должны думать о восстановлении жизни людей, женщин и девочек, пожилых людей, многие из которых остались в этих районах, потому что им некуда было идти.
До войны в Украине были относительно благополучные условия в области сексуального и репродуктивного здоровья. Большинство показателей были аналогичны показателям в соседних странах.
Теперь, когда мы беседуем с врачами, медсестрами и персоналом, работающим в машинах скорой помощи и в мобильных клиниках, которые мы создали, они рассказывают нам, что к ним обращаются женщины с серьезными проблемами питания, с анемией, а также женщины, у которых нет доступа к элементарным средствам гигиены. Женщины поступают в больницы в очень тяжелом состоянии, физически истощенные, эмоционально опустошенные после стольких месяцев войны, и это сказывается. Врачи сообщают нам, что число выкидышей увеличилось. Количество сложных родов и неотложных акушерских процедур, которые им приходится проводить, значительно увеличилось.
Какой подход вы применяете к оказанию вспомогательных услуг?
Медицинский персонал в Украине – врачи, медсестры, водители скорой помощи, называйте как хотите – они настоящие герои. Они оказывали услуги, когда на их головы сыпались бомбы, и они были там; они были там, предоставляя эти услуги населению.
Но, конечно, они нуждаются в поставках, поэтому наша главная задача – обеспечить их.
Что касается услуг, то мы стремимся укрепить национальный потенциал. Мы не считаем, что решение проблемы заключается в привлечении поставщиков извне. Система здравоохранения борется за выживание, поэтому все, что нам нужно сделать, – это оказать поддержку, чтобы она выжила.
Что предлагает ЮНФПА в Украине?
Мы работаем в области сексуального и репродуктивного здоровья, а также в области гендерного насилия. В сфере сексуального и репродуктивного здоровья мы уделяем основное внимание трем аспектам: расходным материалам, услугам и доступу.
Мы стараемся обеспечить родильные дома (в Украине их называют перинатальными центрами) всем необходимым для поддержания работоспособности. Производственные мощности и цепочки поставок были серьезно нарушены.
С начала войны мы поставили более 100 тонн наборов для охраны сексуального и репродуктивного здоровья. Например, набор, предназначенный для оказания неотложной акушерской помощи, содержит все необходимое для безопасного проведения кесарева сечения.
Мы также предоставляем набор для клинического ведения жертв изнасилования. Он включает в себя постконтактную профилактику и все необходимое для проведения небольших восстановительных операций в случае повреждения.
Эти наборы предназначены для оказания помощи при небезопасных абортах, выкидышах, неотложной акушерской помощи, кесаревом сечении – состояниях, угрожающих жизни. В таких ситуациях услуги по охране сексуального и репродуктивного здоровья могут спасти жизнь женщинам и девочкам.
В некоторые наборы также входят средства контрацепции, поэтому женщины в таких обстоятельствах могут планировать свою беременность. Незапланированная беременность в подобных условиях может стать опасной для жизни.
На какие услуги вы ориентируетесь?
Мы создаем мобильные отделения, которые подключены к перинатальным центрам. Они работают в труднодоступных районах. На данный момент мы поставили четыре мобильных отделения и собираемся запустить еще 30.
Мы ориентируемся на женщин репродуктивного возраста. Например, несмотря на все, что произошло в Харькове, там по-прежнему около 80 000 женщин репродуктивного возраста нуждаются в доступе к этим услугам. Но наши услуги предназначены не только для женщин репродуктивного возраста. Мы сталкивались со случаями изнасилований и сексуального насилия в отношении детей в возрасте до четырех лет и женщин старше 70 лет. Наши услуги предназначены для всех, кто подвергался сексуальному насилию, включая мужчин.
Мы также приняли роды у первой из трех “рожениц’. Это переоборудованные контейнеры, оснащенные всем необходимым для медицинского работника. Бригады в родильных домах будут оказывать первичную медико-санитарную помощь, но они могут даже провести кесарево сечение в них, если это необходимо в отдаленном районе. Эта услуга является результатом партнерства с организациями гражданского общества, местными органами власти, органами здравоохранения и ООН.
Наше третье направление – обеспечение доступа. Мы стараемся предоставлять услуги и расходные материалы в тех областях, которые доступны, но мы прекрасно понимаем, что есть области, к которым у нас нет доступа. Мы знаем, что в районах, которые в настоящее время находятся под оккупацией, доступ к лекарствам и медицинскому обслуживанию был серьезно затруднен, гораздо больше, чем в районах, находящихся под контролем правительства. Мы доставляем предметы снабжения поблизости, поэтому, как только эти районы будут освобождены, мы сможем обеспечить их всем необходимым.
Как вы работаете с партнерами в Украине?
В этот очень сложный момент мы стараемся быть инновационными и дополнять существующий, зачастую истощенный потенциал правительства. Другие партнеры могут предоставлять услуги, а также поддерживать связь с сообществами. Организации гражданского общества играют очень важную роль в этом отношении.
Мы внедряем мобильные клиники в партнерстве с организацией “100% жизнь”. Это обширная сеть людей, живущих с ВИЧ, в Украине. Это высокофункциональная, очень сильная и активно работающая сеть, в которую входят не только активисты, но и медицинские работники. Они лучше, чем кто-либо другой, понимают важность комплексного обеспечения сексуального и репродуктивного здоровья, включая оказание услуг по борьбе с ВИЧ и гендерным насилием. Нам не нужно их уговаривать. Они знают, как должны предоставляться услуги и что нужно сообществу.
Это интересный подход к объединению государственных услуг с поддержкой гражданского общества. Наша роль как ЮНФПА заключается в предоставлении платформы, позволяющей им работать сообща. Мы можем собрать всех за одним столом и убедиться, что мы опираемся на то, что они могут предложить друг другу.
Впервые эта функция появилась в выпуске евробуллета о политике в области сексуального здоровья и борьбы с ВИЧ за декабрь 2022 года.