Репродуктивные права и общая картина положения цыганских женщин

Репост статьи

Женщины рома по всей Европе сталкиваются с дискриминацией и жестоким обращением, в том числе при получении доступа к услугам в области сексуального и репродуктивного здоровья. Опыт, описанный женщинами рома, часто далек от уважительного и достойного ухода, на который они имеют право.

Кармен Георге – основательница E-Romnja, феминистской цыганской организации, базирующейся в Румынии, которая занимается воспитанием и поддержкой цыганок, помогая им владеть своей властью, делиться своими историями и стимулировать перемены. Мы поговорили с Кармен о ее работе.

Некоторые люди, читающие это, возможно, впервые слышат о дискриминации, с которой сталкиваются цыганские женщины. Не могли бы вы объяснить некоторые проблемы?

Исторически и в литературе цыганские женщины изображаются негативно и предвзято, и эти стереотипы сохраняются. В цыганской общине и за ее пределами существуют системы угнетения, и цыганские женщины сталкиваются с институциональным расизмом, классовым и сексистским отношением. Мы постоянно боремся с этими системными проблемами и историческими предпосылками. Вот почему в нашей работе важна взаимосвязанность.

Из-за этих системных проблем женщины рома чаще неграмотны и бросают школу; у них нет доступа к возможностям трудоустройства; а отсутствие образования и работы приводит к плохому социальному положению и жилищным условиям. Это еще до того, как мы начнем говорить о таких проблемах, как высокий уровень насилия и жестокого обращения.

Существует также исторический и политический контекст, на который следует обращать внимание, когда мы говорим о сексуальных и репродуктивных правах цыганок. Важно признать, что в Юго-Восточной Европе сотни цыганок подверглись принудительной стерилизации.

Способность женщин к деторождению играет важную роль в расистском и ксенофобном дискурсе. Мы все знаем о расистской истории Европы, но даже в современном политическом дискурсе мы слышим о рождаемости и контроле над женским телом. Во многих странах, и особенно в Румынии, мы слышим, что цыганские женщины слишком плодовиты, рожают слишком много детей и что это изменит облик Румынии. Такого рода расистские высказывания должны быть признаны и должным образом наказаны, особенно когда это происходит на политическом или институциональном уровне.

Что говорят цыганки о доступе к услугам по охране сексуального и репродуктивного здоровья?

Когда мы говорим о сексуальных и репродуктивных правах цыганок, основными проблемами, с которыми они сталкиваются, являются расизм в системе здравоохранения и доступность услуг. Даже если услуги существуют, они часто слишком дороги и находятся далеко.

Например, если врачи увидят цыганок, одетых в традиционную одежду, или если они плохо говорят по-румынски, они не будут их лечить или заставят долго ждать. Если вы проедете 50 км, чтобы попасть на прием к гинекологу, а затем вам придется ждать 7-8 часов, вы не вернетесь. Такое лечение, которое врачи используют, чтобы обескуражить женщин, является коварной формой расизма. Трудно обратиться в орган по вопросам равноправия и заявить, что такое обращение является расизмом, но оно существует.

В этом году мы опубликовали отчет об исследованиях, проведенных в Румынии, Италии и Финляндии. В нем представлены отзывы цыганок о доступе к медицинскому обслуживанию, особенно о репродуктивных правах. Роды – очень чувствительная тема для многих женщин. Цыганки часто рожают в больницах скорой медицинской помощи, и качество обслуживания, с которым они сталкиваются, просто ужасное, особенно в Румынии. Они рассказывают, что врачи кричали на них и обращались с ними очень плохо.

Вы основали E-Romnja как феминистскую цыганскую организацию. Какой работой вы занимаетесь на низовом уровне?

Когда мы начали заниматься общественной работой, цыганки в основном говорили об инфраструктуре – жилье, электричестве, здравоохранении. Некоторые из этих вопросов были “женскими”, но многие – нет. Вот почему мы говорим: “любая проблема, которая затрагивает жизнь женщин, является феминистской”.

С самого начала это был процесс выслушивания. Мы разработали методологию SORA, что в переводе с румынского означает “сестра”. Это аббревиатура от слов “Изучать”, “организовывать”, “исправлять” и “Защищать”.

Когда мы приходим в сообщество, мы прислушиваемся к тому, что женщины хотят сказать по этому поводу. После того, как мы “изучим” сообщество и поучимся у женщин, мы начинаем “организовывать”.

Женщины обладают огромной властью и способностями, о которых они не подозревают. Они управляют домашними хозяйствами, ухаживают за пожилыми людьми, взаимодействуют с учреждениями. Цыганские женщины также прекрасно умеют готовить, и в этом их сила. Они устраивают большие собрания, кормят людей и обсуждают проблемы в обществе. Мы не наделяем их способностями, мы даем им понять, какой силой и умениями они обладают.

Затем мы начинаем диалог с властями. Если власти не поддерживают работу, которую выполняют женщины, следующим шагом является “ревендификация”: организация местных акций протеста, сбор подписей под петициями, посещение заседаний местных советов и беседы с местными политиками. На заключительном этапе процесса женщины начинают “выступать в защиту”: давать интервью для газет, публиковаться в Интернете и участвовать в конференциях.

Есть ли примеры деятельности, связанной с охраной сексуального или репродуктивного здоровья?

В разговоре с женщинами всегда затрагиваются вопросы репродуктивных прав. Например, в 2015 году правительство Румынии провело национальную программу скрининга шейки матки. Предполагалось, что тесты будут бесплатными, независимо от наличия у женщин медицинской страховки.

Но женщинам в наших общинах скрининг не предлагался. По меньшей мере 50 женщин пожаловались на то, что их врач отказывался их обследовать, ссылаясь на то, что это касается только женщин, у которых есть медицинская страховка. Мы начали обсуждать это с врачами, и они снова сказали, что это не бесплатно, а у этих цыганок нет страховки. Итак, мы провели акцию протеста перед больницей, менеджер которой отказывался сдавать анализы. Затем мы написали в Министерство здравоохранения, и они подтвердили, что анализ должен быть бесплатным. С этим письмом из министерства женщины могли получить бесплатные анализы.

Но это еще не конец истории. После этого Национальный институт общественного здравоохранения обратился к нам и разработал программу, в рамках которой они выезжали в эти населенные пункты на передвижных фургонах, чтобы сделать услуги более доступными.

Вы также участвовали в работе на национальном и международном уровнях – как вы относитесь к этому?

В E-Romnja мы работаем снизу доверху. Знания, полученные на низовом уровне, должны быть отражены в политике, стратегиях и обсуждениях на высшем уровне. Все, чему мы учимся у сообщества, мы стараемся донести до разных уровней.

Мы применяем наш межсекторальный подход везде, где только можем, а также стараемся работать с нашими партнерами, чтобы привить им эти ценности.

Это медленный процесс, но я настроен оптимистично. Если вспомнить, когда я начинала эту работу, о цыганских женщинах и их взаимосвязанности говорило очень мало людей, и мы прошли долгий путь. Мы создаем пространство, которого не было у таких цыганок, как я. Мы создаем пространство, в которое может войти молодое поколение.

Узнайте больше на веб-сайте E-Romnja.

Эта функция появилась в декабрьском выпуске Eurobulletin

Список литературы

Источник статьи

Эта статья не проверялась в соответствии с редакционным процессом и политикой HIVDAILY.
Информация размещена для ознакомления, as is (как есть)

Репост статьи

Архив AIDSMAP