Кэти Конвей из Kent Community Health на выставке EACS 2019. Изображение: Гас Кэрнс
Исследование, представленное на недавней 17-й Европейской конференции по СПИДу (EACS 2019), в котором сравнивались данные об употреблении наркотиков ВИЧ-инфицированными мужчинами, посещающими клиники в Англии, Испании, Греции и Италии, выявило более высокие показатели употребления наркотиков в Англии, чем в других странах, и значительно более широкое использование наркотиков, используемых в химсексе (сексуализированном сексе). употребление наркотиков) – метамфетамин, ГОМК/ГБЛ, мефедрон и кетамин.
Английские мужчины также сообщили о более высоких показателях побочных эффектов от употребления химсекс-препаратов, таких как абстиненция, секс без согласия и проблемы на работе. Они также значительно чаще сообщали об инъекциях наркотиков, чем мужчины в трех других странах, хотя и не чаще получали травмы от инъекций (неудачные удары).
В опросе участвовала только избранная группа пациентов, поэтому его нельзя использовать для выводов об использовании химсекса ВИЧ-инфицированными мужчинами в целом в четырех странах, но бросаются в глаза очень разные модели употребления наркотиков. Эти данные можно сравнить с данными Европейского интернет-опроса МСМ (EMIS) за 2017 год.
Исследование было профинансировано Gilead Sciences и проведено в восьми медицинских центрах в четырех странах: в клинике на Дин-стрит, 56 в Лондоне и клиниках по борьбе с ВИЧ в Нортгемптоне и Кенте; в двух клиниках в Барселоне и одной в Мадриде; и по одной клинике в Афинах и Риме.
Для проведения исследования мужчинам-геям и бисексуалам, посещающим клиники по борьбе с ВИЧ, было предложено заполнить анонимную анкету. Всего в опросе приняли участие 1714 мужчин: примерно по трети в Англии и Испании, около четверти в Греции и чуть более 10% в Италии.
Почти все (97%) получали антиретровирусную терапию, и этот показатель не различался в разных странах. Средний возраст жителей Англии, Испании и Италии составлял 40 лет, в то время как греки были немного моложе – 36 лет. Однако наблюдалась значительная разница в доле мужчин, родившихся за границей: всего 9% в Греции и 14% в Италии, но 39% в Испании и 48% в Англии, что подчеркивает статус Лондона как международного гей-центра.
В среднем по четырем странам 44% респондентов хотя бы раз в прошлом году сообщали об употреблении наркотиков в рекреационных целях. В Англии этот показатель был выше – 51%, а в Италии – самый низкий – 33%.
Различия между странами были гораздо значительнее, когда речь шла об отдельных наркотиках. Полный список наркотиков, включенных в опрос, включал каннабис, экстази, амфетамин, кетамин, метамфетамин, героин, мефедрон, ГОМК/ГБЛ и кокаин. Респонденты предоставили информацию об употреблении в прошлом году.
Почти никто не употреблял героин (всего шесть человек), а наиболее распространенным наркотиком был каннабис: его употребляли 425 (57%) мужчин, употреблявших рекреационные наркотики. Этот показатель варьировался от 75% греков, употреблявших рекреационные наркотики, до 47% англичан.
Значительно больше различий наблюдалось в употреблении наркотиков, непосредственно связанных с химсексом: метамфетамина, мефедрона, ГОМК/ГБЛ и кетамина. Например, 135 из 278 английских респондентов, употребляющих рекреационные наркотики, употребляли метамфетамин (кристаллический метамфетамин, 49%), по сравнению с 53 из 167 греков (32%), 54 из 239 испанцев (23%) и только тремя итальянцами (5%). Фактически, единственным химсекс-наркотиком, широко используемым итальянцами, был GHB/GBL, который употребляли 21% потребителей рекреационных наркотиков, но даже этот показатель был меньше, чем у греков (29%), испанцев (32%) или англичан (42%).
Англичане также значительно чаще употребляют мефедрон и кетамин, а также больше употребляют экстази и кокаин, чем мужчины в других странах, хотя эти различия не столь заметны.
Среди всех мужчин, принявших участие в опросе, а не только среди потребителей рекреационных наркотиков, 33% английских респондентов употребляли химсекс-наркотики по сравнению с 22% в Испании, 19% в Греции и 13% в Италии. Кроме того, только в Англии употребление инъекционных наркотиков было чем-то большим, чем редкость; об этом сообщили 13% всех опрошенных англичан по сравнению с 4% греков, 2% испанцев и 1% итальянцев.
Респонденты-англичане сообщили о несколько более высоком уровне медицинского и социального вреда по сравнению с мужчинами из трех других стран. Например, 70 респондентов-англичан из 278 потребителей рекреационных наркотиков сообщили о нежелательных побочных эффектах (25%) по сравнению с 21% испанцев и греков и 13% итальянцев. Они также чаще жаловались на симптомы абстиненции (18% против 13% испанцев, 4% греков и ни одного итальянца). Примерно такая же доля респондентов в большинстве стран сообщала о более серьезных медицинских травмах, таких как передозировка, травмы от инъекций и неотложная медицинская помощь, и они были относительно редкими.
Если заражение ИППП является медицинским вредом, то показатели были высокими, хотя и не такими высокими, как в некоторых других исследованиях: доля людей, у которых диагностировали ИППП, за последний год колебалась от 34% в Англии до 22% в Греции. Очень большая доля респондентов сообщили о сопутствующем заражении гепатитом С – от 5% в Греции до 15% в Испании.
“Только каждый шестой мужчина, пострадавший от социального ущерба, получил профессиональную поддержку”.
Одним из неблагоприятных последствий, которые были особенно распространены в Англии, был секс по обоюдному согласию в контексте употребления наркотиков: 6% английских респондентов сталкивались с этим по сравнению с 2-3% респондентов из других стран.
В ходе опроса также был задан вопрос о том, оказал ли опыт употребления наркотиков мужчинами негативное влияние на работу, друзей, семью и взаимоотношения. Опять же, респонденты из Англии упоминали об этом чаще: 21% мужчин, употребляющих рекреационные наркотики, заявили, что их употребление негативно сказывается на работе, по сравнению с 13% испанцев, 8% итальянцев и 6,5% греков.
Несмотря на этот медицинский и социальный вред, только 35 из 278 англичан, употребляющих рекреационные наркотики, обращались за профессиональными услугами (12,5%), 8% испанцев, 4% греков и только один из 62 итальянцев-респондентов, употреблявших рекреационные наркотики (1,6%).
В заключение доктор Кэти Конвей (Katie Conway) из Kent Community Health отметила, что низкий уровень использования профессиональной поддержки – только один из шести мужчин, заявивших, что они пострадали от социального ущерба, обращался за ней, – вызывает беспокойство. В рамках продолжающегося исследования Chems4EU будет проведен многофакторный анализ, чтобы выяснить, были ли конкретные характеристики участников связаны с более высоким уровнем употребления наркотиков или причинением вреда здоровью.
Рекомендации
Конвей К. и др. “Chems4EU’: исследование, описывающее использование химсекса МСМ, посещающими службы по борьбе с ВИЧ, в четырех европейских странах. 17-я Европейская конференция по СПИДу, Базель, тезисы PS9/6, 2019.